понедельник, 16 июня 2014 г.

(продолжение)

Глава 9

Ветер с остервенением бился в окна дома и с яростью бросал в них капли холодного дождя. Деревья, сбросившие остатки золотого убора, возмущённо гудели и мужественно противились этому натиску. Дом превратился в какое-то живое существо, словно ожило нечто, неведомое человеческому восприятию: вдруг кто-то засвистел, вздохнул и успокоился, снова заскрипел и завыл.

К обеду дождь прекратился, и только ветер продолжал гудеть в проводах и ветвях деревьев. Стукнула входная дверь соседнего дома, и на крыльцо вышла Аня. Андрей не видел её уже четыре дня. Подойдя к липам, она устремила свой взгляд в небо и долго смотрела в непроницаемую бесконечность над головой. Накинув на плечи ветровку, Андрей сбежал с крыльца и подошёл к ней.
- Ты что там изучаешь? Здравствуй.


Она обрадовалась ему, обрадовалась живому человеческому голосу. Ей показалось, что больше нет сил выстоять в этой тоске от одиночества, хотелось убежать подальше отсюда, и она вышла на улицу.
- Одолела тоска, и я решила пошуршать листьями, но они очень мокрые и шелестеть не хотят.

Она не сказала ему о своём состоянии отчаяния, ощущении отверженности, а снова устремила взгляд в небо, в эту серую безликую бездну.
- Липы заснули до самой весны. Ни этот бесконечный дождь, ни холодный ветер уже не испортят им настроения. А мне от тоски, навеваемой этим ненастьем, хочется... Подними голову, этой бесконечной облачностью нас словно колпаком накрыло, и нет сил из-под него выбраться.

Не спеша, у всех на виду, брели они по залитой дождём деревенской улице. Наскучавшись от одиночества и охватившей тоски, Аня говорила, не умолкая. Андрей не перебивал её. Деревня осталась далеко позади.
- Откуда вдруг такой пессимизм? Я не замечал раньше за тобой этого. Почему нас перестала навещать?
- Я сама напугана этим своим состоянием. Понимала, что за тёплыми летними днями наступят долгие, тёмные и дождливые вечера. Почему-то я сейчас ощущаю себя гостем среди вас, гостем, присевшим на краешке стула, готовым в любой момент направиться в дальнюю дорогу. Не могу объяснить, с чем это состояние можно сравнить, с состоянием временности может быть. Не знаю... Но мне очень неуютно. Я, как кораблик, на чужом причале.

И она снова с тоской посмотрела на небо.
- Займи себя чем-нибудь.
- Чем? Читать постоянно надоело. Чем ещё? Я в соседние деревни к старым бабулькам стала ходить без вызова. Ты даже представить себе не можешь, как этим людям хочется хоть однажды быть услышанными.
- Всё что угодно, - перебил Андрей Аню, - но не говори больше никогда о том, что ты в любой момент готова сорваться с места и улететь. А как же мы? Все эти бабульки, Оксана, так привязавшаяся к тебе. Ты нужна нам всем.

- Спасибо тебе за доброе слово. Но свято место пусто не бывает. Не я, так кто-то другой, более достойный, займет моё место. А к дочке твоей я действительно привязалась, вероятно, потому, что поняла, как порой судьба жестоко обходится с людьми, коверкает их жизнь. Она, как впрочем, и ты, жертвы нелепой случайности. Не случись эта трагедия, вы все были бы счастливы.

Андрей понимал, именно с появлением в деревне этой девушки его жизнь покатилась по новой дороге, и где там впереди остановка, где тупик теперь не угадаешь. Жизнь засияла иными красками, даже дом зажил звуками, куда-то исчезла тишина.

Трудно сказать, как мог сказаться на нём приезд Ани в деревню в случае, если Ира была бы жива. Произошло ли сейчас его увлечение этой юной особой только потому, что он одинок, или это произошло бы с ним при любом раскладе вещей. Да и так ли уж он одинок? Уже давно только от него зависит, быть ли Лиде одинокой. Что было бы...
- Почему ты так рассматриваешь меня, словно видишь впервые?
- Если бы всё в этом мире зависело только от меня, - вздохнул Андрей.

Сейчас, разглядывая Андрея, Аня понимала, что сосед ей нравится, нравилась манера его поведения, нравился тембр его голоса, нравилось, когда во время разговора он улыбался, и из-под черных густых усов сверкали крупные ровные белые зубы. Но была ещё причина, которая позволяла ей чувствовать себя с ним комфортно. Только с Андреем её появление на улице или в любом другом месте не будет восприниматься как нечто заранее определённое. Рядом с ним она считала себя защищённой от досужих разговоров. Так считала она.

Наконец они дошли до бывшей барской усадьбы. Аня направилась к огромному дубу с зияющим дуплом.
- Посмотри на этого великана, нам с тобой вдвоем не обхватить его. Жаль, что он не может поведать нам того, что повидал на протяжении всей своей жизни.

Она не спеша, обходила дерево, собирая лежавшие на подстилке из опавших листьев жёлуди, и остановилась от того, что Андрей стоял на её пути. Их взгляды встретились. Словно впервые увидела она эти серые глаза, внимательно смотревшие на неё из-под густых черных бровей, разметавшихся на ветру крупные колечки чёрных кудрявых волос, ямочку на подбородке. Всё это она видела каждый день, видела контур человека и вдруг сейчас увидела черты лица.

Андрей увидел смятение в её глазах, увидел, как она чего-то испугалась и впервые за все время их знакомства смутилась. Неужели произошло, с радостью думал он. Хотелось понапрасну не тратить время, обнять её и сказать о том, что происходит с ним.
- Идём домой, - заторопилась она. - Ветер сильный, а ты в ветровке.

Она натянула на его голову капюшон и застегнула молнию. На обратном пути она не проронила больше ни слова.

Какая-то внутренняя радость охватила её. Живу, словно слепая, думала она. Мне всегда было легко общаться с Андреем, а вдруг сейчас я на свою беду становлюсь зрячей. Совершенно очевидно, он мне нравился давно, и только поэтому я столько времени проводила с ним, но осознала я это только сейчас.


Дождь опять стучал по стеклам, но он уже не влиял на её настроение.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий