вторник, 24 июня 2014 г.

(продолжение)

Глава 18

Лида сошла с автобуса, и не спеша, направилась к дому. Больше всего ей сейчас хотелось увидеть Андрея и убедиться в том, что с ним всё в порядке. Непонятная тревога не покидала её всю неделю. Проходя мимо его дома, она увидела его около крыльца и окликнула. Отложив в сторону ножовку, он направился к ней. Именно в этот момент на крыльцо соседнего дома вышла Оксана, а вслед за ней высокая стройная девушка. Лида была наслышана о её появлении в деревне и поэтому с интересом рассматривала новую соседку Андрея. Оксана подбежала к отцу.
- Мы сейчас пойдем кататься на лодке с дядей Серёжей.


Стало понятно, почему о ней столько всевозможных разговоров было в деревне. Но не внешность и фигура поразили Лиду, возмутил её наряд. Полосатые очень короткие шорты плотно облегали ладную фигуру, трикотажная футболка едва доходила до талии, и под этой футболкой больше ничего не было. Лида обратила внимание на то, как Андрей смотрит на грудь девушки. Услышав звук приближающейся моторной лодки, Аня с Оксаной спустились к реке. Вскоре оттуда донесся смех и крик Оксаны. Лодка, набирая скорость, удалялась, Андрей провожал её взглядом.
- У Серёжи роман с ней?
- Она нравится ему. Ты же знаешь Серёжу, он любит всех девушек, и они платят ему тем же.
- Бедная Тамара. Почему она от него не отказывается? Как можно прощать все его похождения?
- Не суди, да не судима будешь.
- Это намёк? Ну ладно, не хмурься так. Я очень соскучилась и жду тебя вечером.

Тем временем лодка, разрезая зеркальную гладь воды, неслась вперед. Вскоре она причалила к берегу. Серёжа трижды свистнул, и на берегу появился мужчина. Прихрамывая, он начал спускаться к лодке. И только когда он подошёл ближе, Аня разглядела его и внутренне содрогнулась. Перед ними стоял ровесник Серёжи, но с изуродованным лицом: под закрытым левым глазом вместо скулы был провал. Правая половина лица свидетельствовала о том, что некогда оно было привлекательным. Без объяснений было понятно, перед ними стоял человек, потерявший своё здоровье в далеком Афганистане.

Сергей помог Ане с Оксаной сойти на берег.
- Знакомьтесь, это - Степан, мой единственный друг.
- Я наслышан о тебе, Аня, и рад познакомиться. Приглашаю всех на чашку чая. Пару дней тому назад побраконьерил немного в улье, поэтому сегодня могу угостить вас мёдом в сотах.
Они расположились за столом под кроной яблонь.
- Я сейчас принесу чай.

Абсолютно всё, что окружало их здесь, выглядело сказочно и было выполнено с фантазией и любовью. На участке были проложены набивные дорожки вместо традиционно принятых узких тропинок. Для клематисов в нескольких местах были сооружены замысловатые опоры из красиво сплетённой ивы. Весь участок был обнесён оградой, выполненной из штакетника, дугообразно опиленного в верхней части, а столбы-опоры были резные и издали напоминали маленькие башенки. Стол, за которым они сидели, был выполнен из плотно подогнанных друг к другу распиленных вдоль половинок толстого бревна. Но самым примечательным были выполненные из дерева четыре гнома с огромными шляпами, служившими сиденьем. От стола дорожка вела к веранде, похожей на избушку на курьих ножках. Наличники, фронтоны, свесы - всё здесь было сказочным.

Из дома с подносом в руках вышла молодая женщина. Широкое платье-балахон не могло скрыть её беременности. А вслед за ней с чайником в руках появился Степан. Лена, так звали жену Степана, расставила блюдечки и чашки, разрезала на куски соты с мёдом и налила всем чай.
- Кто у вас создаёт такую красоту? - поинтересовалась Аня.

- Это - длинная история. После того, когда я вернулся домой инвалидом, мне не хотелось жить. И чтобы не сойти с ума, я ежедневно, до изнеможения, ножовкой пилил вдоль вот это толстенное бревно. Осилив эту работу, надо было как-то использовать результат своего труда. Я отстрогал поверхности половинок, плотно пригнал друг к другу и установил на опоры. Как-то само собой в голову пришла мысль о том, что наружные края надо оформить вот так. Потом была ограда. С помощью Серёжи я соорудил станок, на котором можно было вытачивать криволинейные формы. А когда ко мне вернулась Лена, всё то, что сейчас окружает нас, у меня стало вырываться наружу, как у поэта стихи. Лена является озеленителем. Всё это многоцветье - её заслуга.
- Эту сказку надо людям показывать. Пусть больше будет такой красоты.

- Садоводы приходят ко мне с просьбой сделать резной наличник, какой-нибудь необычный фронтон. Я раньше с удовольствием делал это, но с тех пор, как начал работать лесником, времени не хватает. В лесу я оборудовал немало уголков отдыха для грибников и ягодников, устроил оригинальные шатры-навесы над ними, сооружаю элементарные мостики через канавы, но их ограждения делаю с фантазией. Люди узнают мой почерк и благодарят меня за это. Проходит время, и результаты моих стараний разворовываются. Не хотят люди понимать того, что всё это я делаю для них всех, а не отдельному человеку.
- Все время в лесу одному быть, наверное, скучно?

- Там скучать некогда. Летом на лесных полянах кошу траву, высушенное сено укладываю в скирды, а зимой лоси этим сеном питаются. Вот сейчас воюю с бобрами. По своей глупости из запруды в заводи лохматую парочку переселил в болото, даже соорудил для них собственными руками нечто напоминающее запруду. А теперь этому и сам не рад. Они там расплодились и такое строят, что мне периодически приходится пробивать водостоки, иначе эти разбойники превратят болото в озеро.

Начинало смеркаться, пора было возвращаться домой.
- Нам пора, Серёжа. - Аня первая поднялась из-за стола. - Даже если вы меня не пригласите в гости к себе, я всё равно ещё приеду посмотреть ваш музей-сказку. Только сейчас я поняла, что тот сказочный теремок – колодец тоже вы сделали. Место очень красивое, дом стоит на крутом берегу.

Солнце село, и на чернеющей глади воды ориентиром для мчащейся лодки было уличное освещение деревни. Причалив к берегу, Аня с девочкой вылезли из лодки, и Оксана побежала домой, но Аня не спешила уходить.
- Как они живут?

Сергей понял, что имела в виду Аня. Даже её не обманула внешняя идиллия семейных отношений между Степаном и Леной.

- Они не женаты. До армии встречались, любили друг друга, и вот случилось это несчастье. Лена сразу уехала из деревни. Пережив и эту драму, у Степана хватило мужества возродиться, но несколько в ином качестве. Он не искал любви для себя, старался быть для всех полезным. Естественно, ему как любому мужчине, нужна была женщина. И вдруг по деревне поползли слухи о том, какой он великолепный любовник. Эти разговоры закончились тем, что одна из замужних женщин ушла от мужа, но Степан её в свой дом не принял. Мне он объяснил это тем, что этот миф о нём зиждется на том, что, обнимая любую женщину, он закрывает глаза и видит в своих объятьях только её, Лену. Стёпа понимал, наступит время, когда он переболеет своей любовью к Лене.
- Как же Лена снова оказалась с ним?

- Был какой-то праздник. Поздно вечером раздался стук в дверь. Когда Степан открыл её, на пороге стояла Лена. Она была пьяна и заявила, что имеет право получить ту долю любви, которую он дарит всем женщинам деревни. Не стесняясь, она разделась и легла в его постель, а он впервые не хотел иметь женщину. Впервые не было чувств, и он почти насиловал себя. Именно в эту ночь он был самым плохим любовником, положение спасло только то, что до него Лена не имела мужчин, поэтому она не поняла, хорошо это было или плохо. Он не оставил её ночевать, а когда она появилась на его пороге на следующий день, он её не впустил в дом. Лена уехала. Месяца через три она опять появилась на его пороге с двумя чемоданами. На его недоуменный вопрос, зачем она здесь, последовал категоричный ответ: “Не одной же мне ребёнка воспитывать”.

Казалось бы, всё закончилось хорошо. Но драма только начинается. Именно в ту самую ночь, когда Лена отдалась Степану, его любовь к ней ушла. И только порядочность не позволяет ему выпроводить из дома ещё не родившегося ребёнка с его матерью. Он внимателен к ней, но это пока...

Всё то, что он сейчас творит из дерева на своём станке - не плод вдохновения, а результат глубокого страдания. Не зря он себя сравнивает с поэтом. Самые лучшие произведения создавались ими в минуты страданий и потрясений.
- Ужасную историю ты мне поведал. Но что-то здесь не так.
- Недавно мне Лена пожаловалась на Степана. Во время очередного выяснения отношений в порыве гнева она сказала ему о том, что хочет уйти. Он молча спустил с чердака её чемоданы, и со словами ”чем раньше, тем лучше” раскрыл их перед ней. Сейчас Лене предоставлена полная свобода выбора, и это её пугает. Женщина любит, когда её уговаривают, потворствуют во всём, когда муж доказывает поступками страх потерять её. А Степан не хочет даже зарегистрировать с ней брак.

- Самого большого сочувствия в этой истории заслуживает ещё не родившийся ребенок. В наш мир дети приходят помимо своей воли. И кто знает, что их ждет под этим небом. Но я почти уверена в том, что Степан продолжает любить Лену. В разрыве отношений всегда виноваты оба партнёра. Пока кто-то любит, есть надежда не потерять то, что имеешь.

- Кто не понял собственной роли в крушении любовной лодки, готов снова пройти тот путь. А бывает, расставанием люди спасают свою любовь и потом до старости живут памятью о ней. Наверное, бывает обидно, когда большая любовь разбивается о быт. Но работу он выбрал такую, когда весь световой день может проводить в лесу, не видеть Лену. А ему с его здоровьем, поверь мне, это очень нелегко. К тому же эта работа опасная. Предыдущего лесника браконьеры застрелили.

- Почему в жизни столько жестокости? Мне жалко Степана. А ты не допускаешь того, что Лена его тоже любит? Только этим можно объяснить её появление в доме Степана. Ей было больно слышать все пересуды о нём, и она пришла к нему.
- Жить с человеком, которого любишь, так же трудно, как любить человека, с которым живешь. Но ты не переживай, у нас с тобой всё будет иначе... Я буду относиться к тебе как к птичке, держать так слабо, чтобы не задушить, и так сильно, чтобы не улетела.
- Опять ты за своё, уезжай.

Аня оттолкнула лодку, но домой идти не хотелось. Ей нужно было сейчас выговориться, поделиться с кем-нибудь впечатлениями от пережитого. Подтянув за цепь лодку, привязанную к мосточку, она перебралась в неё и села на доску. Лодка опять отъехала от мостика под завесу ивовых кустов. С кем из своих знакомых она могла бы поделиться мыслями, страхами, сомнениями? Пожалуй, подругам и друзьям её проблемы последних дней были бы просто непонятны.

Спустившаяся на землю ночь укрыла землю чёрно-фиолетовым покрывалом. От невесёлых мыслей Аню отвлекли раздавшиеся шаги. На мостках остановился Андрей. На фоне реки нечётко выделялись очертания его высокой фигуры. Аня притаилась. Казалось, от избытка свободного времени он не знает, чем себя занять. Андрей всё стоял и не уходил. Прятаться дольше стало неприлично.
- Андрей, - почти шёпотом произнесла Аня.
- Анечка, ты где?
- В лодке.

Подтянув за цепь лодку, Андрей перебрался с плота в неё и сел рядом с девушкой.
- От кого ты здесь прячешься?
- Разве не ты мне говорил о том, как на реке хорошо думается? Вот я и последовала твоему совету.

С того самого момента, когда она умчались на моторной лодке с Серёжей, он ни о чём другом не мог думать, ни на чём не мог сосредоточиться. Она уехала с братом, и это говорило о том, что он медленно, но уверенно подбирал ключи к сердцу девушки. Но вот она рядом, и он почти счастлив. Для начала необходимо приглушить набат в собственной груди и взять под контроль чувства, чтобы не выпустить опьяневшего от радости джина из бутылки.
- Я люблю наблюдать за тем, как медленно наступает ночь, загораются звезды, всё в природе затихает, и деревня постепенно засыпает.
- А мне сейчас необходимо выговориться. Можно, я поплачусь в твою жилетку?
- Опять конфликт с Серёжей ?

Аня сделала вид, что не заметила откровенной иронии в вопросе Андрея. Но ей кроме него не с кем было поделиться своими мыслями.
- Я сегодня видела Стёпу.
- Вот в чём дело.
- Это невыносимо, несправедливо, жестоко. У меня внутри всё как сжалось, так до сих пор никак не отпускает.
- Тебе не повезло в том, что пришлось в таком раннем возрасте столкнуться с самой неприглядной стороной нашей жизни. Пока ты - большой ребенок, а уродливая действительность заставляет так рано тебя взрослеть.

- Я хотела тебя поблагодарить за ту бабулечку, которую мы устроили в дом престарелых. Судя по тому, как все в сельском Совете стали дружно мне помогать, я поняла, за этой поддержкой стоишь ты. Спасибо тебе.
- Это я должен сказать тебе спасибо. Не начни ты эту процедуру, так и умерла бы старушка в одиночестве. Теперь ей будет обеспечен хотя бы уход.
- Как ты думаешь, что чувствует Стёпа?

- То же самое, что чувствует любой человек, столкнувшийся с непоправимой бедой. Но Степан - молодец, не потерял себя, не запил.
- Пожалуй, я впервые встретила такого человека, естественного, без претензий. Этой своей естественностью он словно говорил, вот я весь перед вами, такой, какой есть, хотите - принимайте меня таким, а угождать кому-либо, заискивать, я не собираюсь.
- Жизнь на много сложнее, чем она кажется на первый взгляд. Ты думаешь, в ней, в этой жизни, всё для тебя. Но нет. Судьба может повернуть так, что ты ещё долго будешь делать глубокие вдохи, чтобы напитать себя утраченной жизненной силой. Вот это и есть - борьба за выживание. Я потерял многих близких мне людей: когда исполнилось тринадцать лет, умер отец, похоронил двух бабушек, и, наконец, жена...

Он надолго замолчал, и Аня не нарушала этого молчания. В сложившейся ситуации, думал Андрей, мне удобнее всего отгородиться от того, что я начинаю испытывать к этой девушке, памятью к жене. Но надо быть честным, я начинаю забывать Иру и постоянно думаю о соседке. Не зря говорят - время лечит. Боль утраты исчезала постепенно, на смену ей пришла тоска, и вот теперь, я, кажется, влюбился. А прошло только три года.
- Того, что было, уже никогда не вернуть. Любовь в первую очередь определяется тем, когда людям, находящимся рядом, молчание - не в тягость, если потребность чувствовать рядом любимого человека столь же естественна, как потребность дышать. Это возможно только тогда, когда любящие люди прорастают чувствами друг в друга.
- Ты должен думать о своем будущем ради Оксаны. У тебя прекрасная дочь. Ты обязан распорядиться своей жизнью так, чтобы дочке было хорошо, и ты был счастлив.
- Это называется совместить несовместимое.

Ночная прохлада окутывала оголенные руки, заползала под футболку, и Аня, пытаясь согреться, обняла себя руками. Андрей снял свою рубашку и укутал ею девушку.
- Частичка твоего тепла рубашкой передалась мне. Спасибо.
Андрей удивился откровенности девушки. Она вела себя с ним так, словно они были дружны добрый десяток лет.


- Я - здравомыслящий человек и поэтому понимаю, что в жизни практически невозможно встретить свой идеал. Опасно внешнюю оболочку принять за действительность. Но человек слишком несовершенен и потому живёт эмоциями, а не рассудком. Бывает так, проживёшь рядом с человеком много лет и вдруг обнаруживаешь, что созданный тобой образ возлюбленной не настолько красив, не так сексуален, она не заботлива, да ещё и упрекает. И вот тогда жизнь всё ставит на свои места.
- С такими мыслями тебе не страшно жить? Ты можешь остаться одиноким на всю оставшуюся жизнь.
- Да нет. Большинство людей понимает это, но живёт порывами чувств. Так уж устроен человек. Я ничем не отличаюсь от всех остальных. Встретится обычная посредственность, которая будет казаться самой лучшей на свете... Но сердцу не прикажешь. И вопреки здравому смыслу я повторю то, что творит каждый смертный.
- Неужели не бывает иначе?

- Бывает. Бывает до тех пор, пока не прошла влюблённость, пока ты не ослеп. Но любовь не бывает вечной, вот ведь какая несправедливость в жизни.
- Следовательно, эту любовь незачем ждать и искать.
- Человек хоть раз в жизни должен испытать это возвышенное состояние, даже если оно будет очень коротким.
- Но почему любовь должна проходить? Человек скручен спиралью судьбы?
- На минуту допустим, мы с тобой женаты. Сегодня у тебя плохое настроение, целый день всё валится из рук. А я пришёл с работы весёлый, всем довольный, не понял твоего состояния и что-то сказал невпопад. В первый раз ты промолчишь, проглотишь свою обиду и во второй раз, а на третий - сорвешься, припомнив те две предыдущие обиды. А я буду недоумевать, столь ли велика была моя бестактность сегодня, чтобы в семье разразилась такая гроза. И ещё... Сорвавшись раз, человек перестает стыдиться своего поведения, несдержанности, грубости. И покатилось колесо разрушения любви.

- Какие страшные вещи ты говоришь. Если это так, зачем создавать семью? Если не существует рецепта, как сохранить любовь, замуж надо выходить за нелюбимого, а человека, которого любишь, надо поселить в своём сердце, в своей памяти. Таким образом, его никогда не обидишь и не забудешь.
- Хотел бы я увидеть, как ты поступишь с человеком, которого полюбишь. Жизнь - это самая настоящая повседневная академия. Пройдет немало лет, прежде чем научишься отличать душу чистую от низменной, сердце доброе от злого. А вообще в подавляющем большинстве в брак вступают по любви. И, как правило, чем горячее бывает любовь, чем ярче полыхает страсть, тем ужаснее бывает разрыв.
- Если ты всё это так понимаешь, тебе не страшно жить? - спросила она снова.
- Нет. Может мне будет суждено, как бабочке, сгореть в пламени страсти...
- Ты уже третий раз ставишь на первое место понятие - страсть, Почему?
- Иногда бывает, что сексуальная совместимость сохраняет отношения между людьми, не испытывающими друг к другу любви.

Андрей вдруг поймал себя на мысли о том, что раньше он вообще об этом не задумывался. Начать в жизни всё с чистого листа невозможно, да и не нужно. Опыт предыдущего отрезка жизни, несомненно, наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. А его внутренняя свобода, свобода выбора, стала несвободой, страхом обречь себя на безликое существование.
- Дорога к счастью очень трудна, когда человек обременён грузом обязательств.

Деревня давно заснула, но Андрей и Аня словно не замечали этого. Переходя в разговорах от одной темы к другой, любая обсуждаемая жизненная ситуация оценивалась каждым по-своему, но именно она давала возможность лучше понять друг друга. И вдруг установившуюся тишину взорвал крик петуха.
- Петух перепутал день с ночью, - удивилась Аня.
- Нет, это он оповещает всех о том, что близится утро.
- Это мы с тобой просидели всю ночь?

Аня уже давно спала, а Андрей всё ещё размышлял над тем, о чем они сегодня разговаривали. Насколько я прав, проповедуя существование любви, ради которой человек готов на любые жертвы. Мне четвёртый десяток, но почему же меня такая любовь обошла стороной. Ни в юности, ни в пору бурной студенческой молодости и даже с женой я сам не испытал этой страсти, этого горения. Может, всё это придумали писатели и поэты, а жизнь в действительности прозаичнее. Если это так, то я сегодня ночью пытался внушить девушке, только начавшей познавать взрослую жизнь, существование несбыточной химеры. И всё-таки она есть, только мне пока не встретилась.

Когда сын спустился с сеновала к обеду, Ольга Николаевна заметила в нём какую-то перемену. Подливая в тарелку суп, она вдруг поняла, перед ней сейчас сидел не человек-автомат. Не иначе, как сообщением о своей женитьбе на Лиде удивит он сейчас меня, подумала Ольга Николаевна. Но настал вечер, и с вёслами в руках, в сопровождении Оксаны и Ани сын ушёл на реку. Внучка скоро вернулась.
- Анечка велела мне взять с собой кофту.

Наверное, я старею и перестаю понимать жизнь. Андрей - не мальчик и должен знать, что делает. Надеюсь, благоразумие его не покинет. Но вправе ли я осуждать сына. С позиции прожитых лет, когда перестали волновать страсти, очень легко осудить другого.

Андрей грёб не спеша. Оксана сидела у Ани на коленях.
- Я люблю деревню за то, что она позволяет насладиться тишиной, почувствовать, что ты - дитя природы. Но такая, как сегодня, тишина будет не всегда. Не за горами сентябрь, а вместе с ним придут дожди. И эти дожди будут лить, не переставая, неделями.

- Из твоего окна часто доносится одна и та же мелодия.
- Да, это “Одинокий пастух”. Вероятно, эту мелодию француз подслушал у пастухов в Карпатах, и он сделал совершенно удивительное переложение мелодии. Вот закончатся полевые работы, надо съездить с Оксаной к родителям Иры. Они нас всё время приглашают, хотят на внучку посмотреть. Там горы, леса - очень красивые места. К тому же у меня ещё не использован отпуск за прошлый год.
- Поразительно! У тебя нет потребности отдохнуть?
- Иногда в жизни случается такое, когда работа становится предпочтительнее отдыха.
- В пятницу я поеду в Ленинград, буду свидетелем на свадьбе.
- Надеюсь, свадьба будет только у подруги.

Аня поняла, что имел в виду Андрей.
- Катю привозил ко мне её брат, Игорь.
- Следующей будет твоя с Игорем свадьба? - не унимался Андрей.
- Игорь сказал, я - пустыня, женщина, не умеющая любить. А разве можно приказать себе полюбить кого-то. Никакая я не пустыня, просто моё время ещё не настало. У семьи без любви нет будущего.
- Согласен. Без взаимной любви не может быть уверенности в спутнике жизни. А верность, которую пытаются сохранить ценой огромных усилий равносильна измене.
- А ты допускаешь такой брак, когда один любит, а другой терпит эту любовь`?
- Я тебе только что сказал о том, что без любви не может быть уверенности не только в прочности брака, но и в самом себе.
- Вот это я и хотела знать.

Андрей понял, у девушки, безусловно, имеются поклонники, но сердце её пока свободно, и вместе с тем она пытается разрешить какой-то ребус.

Солнце село за лес и быстро начало смеркаться. Андрей развернул лодку, пора было возвращаться. Была возможность, как вчера, провести вечер с человеком, который был ему небезразличен, но присутствие дочери не позволило осуществить это.


(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий