четверг, 26 июня 2014 г.

(продолжение)

Глава 20   


Прогнозировать жизнь - дело неблагодарное. В ней не бывает ничего случайного: ни случайных встреч, ни случайных событий, всё предопределено кем-то или чем-то. Уже в который раз Ольга Николаевна пыталась понять, как получилось так, что посторонний человек, не являясь даже родственником, буквально ворвался в их жизнь. От чего нужно сейчас отказаться, чтобы уберечь покой семьи от нежелательного развития событий. Да и как определишь, что здесь желательное, а что нежелательное. Девушку нельзя было обвинять в чем-либо конкретном. Благодаря ей, теперь внучку не надо было искать по всей деревне, ребёнок постоянно находился около дома.


В их доме Аня никогда не появлялась без повода. Только чаепития после бани... Не сама ли она положила начало этой традиции. Теперь, когда Оксана соглашалась мыться только с соседкой, она была избавлена видеть обильные слёзы внучки. С Аней, как ни странно, Оксана даже не капризничала. И когда после бани она усаживала всех за стол с пузатым самоваром на нём, было в этом мероприятии какое-то высшее умиротворение. Девушка сидела с распущенными почти до самого пола волосами и не замечала несдержанных взглядов Андрея.

Но была масса иных моментов, незначительных, но знаковых, которые показывали, к кому в этом доме в большей степени была привязана соседка. Сообщение Ани о том, что у Оксаны болит зуб не очень обеспокоило Ольгу Николаевну. Не отреагировал на это сообщение должным образом и Андрей. Они считали, что молочный зуб всё равно выпадет, надо только подождать. Но уже вечером следующего дня девочка хвастала всем, как ей в поликлинике “сверлили дырку в зубе”.

Даже посторонние замечали особенность установившихся отношений каждого члена её семьи с Аней. Женщины, с которыми работала Ольга Николаевна, не раз проявляли своё любопытство.
- Твоя новая соседка оказалась очень практичной девушкой, увидела рядом перспективного жениха и прилипла к вашему дому.
- Не оговаривайте девушку, - заступалась за Аню Ольга Николаевна. - Она ещё ребёнок.
- А ты не боишься того, что твой сын удочерит этого ребёнка?

Женщины дружно смеялись, а сама она понимала, что истина где-то рядом. Люди не знают, а я вижу, как изменился сын с появлением этой девушки. Она сердцем чувствовала, что всё в их семье отныне будет зависеть от желания Ани.

И вот теперь, когда Аня вернулась со свадьбы обеспокоенная, почти растерянная, Ольга Николаевна почувствовала надвигающуюся неприятность. Она не сомневалась в том, что девушка пытается решить какую-то проблему, принять важное для себя решение.

Одно предположение, что девушка может уехать, странным образом подействовало на неё саму, она изменила внутренний настрой каждого члена её семьи, словно жизнь вдохнула в каждого из них. Когда вечером Ольга Николаевна появилась на пороге Аниной квартиры с банкой молока в руках, та не удивилась этому, даже обрадовалась её появлению.
- Пришла проведать тебя. Вижу, с тобой что-то происходит.
- Садитесь, Ольга Николаевна. Я совсем запуталась и пытаюсь разобраться во всём. Кажется, совсем недавно я распрощалась с Ленинградом, но во время этой поездки на свадьбу подруги, когда автобус остановился у метро “Автово”, я поняла, до какой степени соскучилась по городу.

Стали такими родными все куда-то спешащие и не замечающие меня люди. Именно этой спешки- суеты, деловитости мне так не хватало всё это время. Почти бегом поднялась я на третий этаж дома, в котором жила с бабушкой. Казалось, только сегодня утром я вышла за пределы этой квартиры. Всё те же слова, написанные кем-то фломастером на стене лестницы, и тот же кот, дремлющий на коврике у входа в соседнюю квартиру. Всё было таким родным. Острое желание никогда больше не возвращаться в деревню как боль пронзила меня. Тогда я поняла, что только замужество может разрешить эту проблему.
- Если у тебя есть жених и ты его любишь, это случится неизбежно, а если нет любви, если ты совершишь всё это только ради того, чтобы жить в Ленинграде, не стоит ломать жизнь себе. Я не имею права что-либо советовать, но единственный совет всё-таки дам: разберись сначала в своих чувствах, только от них будет зависеть вся твоя последующая жизнь.

Вечером во время ужина Ольга Николаевна рассказала сыну о разговоре с Аней, тем самым, пытаясь уберечь его от последующих непродуманных поступков. Со словами “пустыня мечтает стать цветущим оазисом” Андрей вышел из-за стола. Ольга Николаевна не поняла смысла сказанного им, но поразилась, как это, безобидное на первый взгляд, сообщение подействовало на сына.

А через неделю у соседнего дома остановилась машина. Из неё вышел молодой человек с большой спортивной сумкой на плече. Ольга Николаевна поняла, именно этого человека имела в виду девушка, когда рассказывала о возможном решении её проблемы. Пока встречи будут сменяться расставаниями, а на смену неопределённости будет приходить тоска от одиночества, ответа на поставленный перед собой вопрос Аня не найдет. Обычная тоска подменит чувство любви.

Появление Игоря на пороге только усилило ощущение неопределённости у Ани. Всё происходящее между ними сейчас она считала продолжением плохой игры. Игорь был ей уже неинтересен. Что было, то прошло.

А он, Игорь, любил эту девушку. От сестры узнавал о всех её похождениях, о её кавалерах. И потом, после окончания училища, и на берегу, и в океане он не забывал её. Теперь, во время свадьбы сестры он почувствовал, что пропасть, разделяющая их, становится угрожающе опасной.
- Я приехал с тобой попрощаться. Заканчивается отпуск, и завтра я вылетаю к месту службы. Хочу ещё раз сказать о том, как дорога ты мне.
- Ну что же ты стоишь у порога, проходи.

За разговорами они просидели всю ночь, вспоминая вечера, проведённые вместе. Они оба знали о том, что только жизнь рассудит, правильно ли они распорядились ею.

- Помнишь мой выпускной бал в училище, когда я пригласил тебя на него, тебя, а не подругу, с которой тогда встречался. Ты так и не поняла, почему я так поступил? Моими сокурсниками в твой адрес тогда было сказано следующее: ”С тобой, Игорь, рядом девушка с огромным чувством собственного достоинства, единственная, не желающая здесь понравиться всем, в том числе и тебе”. Никому не рассказал тогда я о том, что наша с тобой романтическая пора уже прошла, но я продолжал надеяться на твоё прощение. 

Вопреки всему я вновь предлагаю тебе руку и сердце и не прошу от тебя ответа сразу. Стать женой подводника, который по полгода не бывает дома, очень ответственно. За год моей службы я уже имел возможность видеть семьи, когда жена, даже любя мужа, находила себе любовника. Так что ждать - не такая уж и легкая задача. Но об этой правде жизни ты должна знать. Я тебя очень люблю. Думаю, ты это поняла.
- Когда в прошлый раз вы с Катей приезжали сюда, и ты мне сделал предложение, я восприняла это за шутку. Мы с тобой давно расстались, у каждого была своя жизнь. Я считала, что ты давно женат.
- Неужели ты ни разу не поинтересовалась обо мне у Кати?

- Через две недели после того, как мы с тобой расстались, от Кати я узнала о том, что у тебя роман с новой девушкой. Именно тогда я поняла, до какой степени мне не хватает общения с тобой: прогулок по паркам и ночному городу, поездок в пригородные музеи, посещения театров и твоего любимого рок-клуба... Я не знаю, как назвать состояние, в котором я тогда пребывала. Не думаю, что это была любовь, но присутствовала тоска по чему-то очень хорошему, потерянному мной невзначай. В состоянии ностальгии я ходила по тем местам, где мы с тобой бывали. В итоге, я пришла к выводу, нельзя прирастать ни мыслями, ни привычками к одному человеку. Ты был неправ, обвиняя меня в эгоизме и непостоянстве. Я расставалась только с теми ребятами, которые стали претендовать на роль моих кавалеров.

- Анечка, милая, только сейчас я понял, что мы с тобой натворили. В момент, когда в тебе начало просыпаться чувство ко мне, мы расстались, и я назло тебе завел подругу, хотя любил только тебя.

- Вот видишь, насколько я лучше тебя. Я была более постоянна в своей привязанности. Но я благодарна тебе за этот урок. Исчезла наивная восторженная девочка. Именно тогда начался процесс моего взросления.
- Я тебя не тороплю. Ты только не выбрасывай меня окончательно из своей памяти. Мы вернёмся к этому разговору через год.
- Разве можно навязать своему сердцу чувство? Оно приходит неожиданно.
- Я не теряю надежды вернуть твоё расположение.
- Не строй никаких иллюзий.
- Мне очень жаль, что состоялся этот разговор даже не на углях, а на пепле наших былых отношений.

Андрей собирался выйти на улицу, когда увидел, как из соседнего дома вышли Аня и её гость. Поцеловав девушку, молодой человек сел в машину и уехал, а соседка ещё долго стояла на дороге и смотрела ему вслед. Меньше всего Андрею сейчас хотелось оказаться в роли утешителя по случаю отъезда её друга, и он вернулся в дом.

Бывает такое время, когда человек попадает в полосу неудач. Именно сейчас чёрная полоса жирным шрифтом прошлась по жизни Андрея. Прибежал запыхавшийся сторож гаража и сообщил о том, что слесарь Федотов и тракторист Слепцов поехали в соседнюю деревню за самогоном на тракторе. На обратном пути они не справились с рулевым управлением и чуть не утопили технику. Сами выбрались, но чтобы вытащить “Беларусь” нужен тяжелый трактор. И надо же было такому случиться в самую страду. Сейчас, когда приехали студенты убирать картошку, каждая единица техники была на счету.
- Почему же ты не пошёл к механику?
- Он уехал в город.
- Разыщи Васю Попова. Пусть, берёт трактор и съездит на выручку. Я скоро буду.

Вся техника на ладан дышит, а теперь ещё это. Надо принимать какие-то кардинальные меры со слесарями, которые в рабочее время ищут любую возможность напиться.

Махровым цветом зацвело самогоноварение. Этим доходным бизнесом занимались преимущественно старушки, отдавшие своё здоровье совхозу. Пенсии у них были небольшие, и таким образом они пополняли свой бюджет. По-своему они были правы, у человека должна быть достойная пенсия, чтобы прокормить себя в старости. Но, увы, существующие законы были безжалостны к человеку, когда-то работавшему на земле. От старых людей отвернулась власть и старалась не замечать того, как живёт на селе человек преклонного возраста.

Андрей сидел за столом, подперев лоб рукой. Неприятности, почти приключения по работе, заноза в сердце, ревность наслаивались друг на друга, и этот слоеный пирог тяжёлым грузом, как гнёт, давил на него. И вдруг с пустой банкой в руках в комнате появилась улыбающаяся заноза.
- Добрый вечер. Спасибо Вам, Ольга Николаевна, за молоко.

Аня поставила банку на стол и подошла к жарко натопленной плите. Ольга Николаевна перебирала бруснику, а Андрей с подавленным видом сидел за столом.
- Как у вас тепло. У меня от холода неуютно дома.
- Почему же ты не топишь?
- Я пробовала, да только весь дым пошел в комнату, залила дрова водой. Греться хожу в медпункт, там уборщица топит печь.
- А ты трубу открыла перед тем, как затопить?
- Там есть такая маленькая дверка, я её открыла.

Ольга Николаевна и Андрей переглянулись и засмеялись.
- Ты, милая моя, сделала всё для того, чтобы дым пошёл в комнату.
- А ты, Андрей, почему такой мрачный сидишь? Тебя кто обидел?

В таком состоянии она видела его впервые. Всегда энергичный, улыбчивый, активный, сейчас он просто был неузнаваем.
- Моё серое вещество уже стало чёрным от всего того, что происходит вокруг.
- Ты заболел?

Он отрицательно замотал головой и прижал ладони с растопыренными пальцами к ушам, словно спасался от проникновения звуков в сознание.

Она подошла к нему со спины и погладила по кудрявой голове.
- Расслабься.
Андрей опустил как плети свои руки.
- Ты руки положи себе на колени, просто сядь удобнее.

Она не спеша, стала делать ему массаж плечевых мышц, шеи, сильным нажатием пальцев перебирала шейные позвонки, и Андрей почти сразу почувствовал облегчение, словно какая-то магическая и очень приятная волна пронзала тело при каждом движении рук девушки.
- А ты, оказывается, ворожея.
- Легче становится? Сейчас у тебя усилился приток крови к коре головного мозга, только и всего. Этот массаж всегда помогает.

Круговыми движениями пальцев, едва нажимая, она стала растирать ему виски.
- Старайся сейчас ни о чём не думать.
- Разве это возможно?
- Ну, коль без этого ты не можешь, то думай о чем-нибудь приятном.

Ольга Сергеевна смотрела на них. Сын сидел с закрытыми глазами, прижавшись затылком к груди Ани, и вдруг своими руками прижал её ладони к своим щекам.
- Какими колючками ты зарос. Давно не брился?
- К несчастью, чтобы выглядеть нормально, я должен два раза в сутки бриться. В этом плане природа меня наказала.
- Тише, не разговаривай.
- Что же твой гость так рано уехал, завтра - воскресенье? - полюбопытствовала Ольга Николаевна.
- Его отпуск закончился, ему завтра надо вылетать.
- А я думала он ленинградец...
- Он ленинградец, но закончил училище радиоэлектроники и сейчас службу несет на Дальнем Востоке, на подлодке.

- Значит, ты никуда не уедешь?
- Не только не уеду, я теперь свободная.
- Что значит свободная? Разве ты была повязана какими-нибудь обязательствами?
- Свободная от всего и в выборе тоже. Как решу, так и будет. Мне спешить некуда. Ну хватит, Андрей, ты, кажется, заснул, - она снова погладила его по голове и подошла к Ольге Николаевне.

- Ты действительно помогла мне. За это я сегодня научу тебя одной житейской премудрости - топить плиту.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий