воскресенье, 15 июня 2014 г.

(продолжение)

Глава 8

На улице было темно, но в окнах соседки свет всё ещё не зажигался. Андрей терялся в догадках: где в такой час может находиться Аня. Он вышел на улицу и закурил. Почему мужчину женская красота превращает в раба. Может быть, на самом деле человеку лучше находиться в состоянии, когда чувства разъедены коррозией, или всё-таки лучше, когда изнашивается сердце от горькой любви.


В этот момент он услышал разговор. Голоса приближались. Вскоре Андрей узнал голос Серёжи. Значит, Аня была с ним. Достоинство не позволяло прятаться от них, а тем более следить, поэтому он продолжал стоять под самым фонарем уличного освещения. Пара подошла к крыльцу и остановилась. Они его не заметили. Серёжа попытался обнять девушку, но она уклонилась от его объятий.
- Ты мне рассказал трогательную историю, и я на миг представила нас на их месте. Ничего не было. Ты неправильно меня понял.
- Как ничего? Мы же целовались с тобой?
- Я тебя не целовала.

Жизнь загадывала загадку, но будет ли легче от того, если он её разгадает. Андрей погасил сигарету и направился в дом. Неужели завтра, оправдываясь, она опять будет убеждать меня в том, что у них с Сергеем ничего не было.

Утро следующего дня ничем не отличалось от всех предшествующих, разве только тем, что была суббота. Андрей уже проснулся, но не спешил спускаться с сеновала. Вчерашний день задал ему много вопросов. Не на все из них он нашёл ответы. Не давала покоя мысль, почему так часто любовь и логика бывают противопоставлены друг другу. Почему человек влюбленный готов обманываться. Почему не верят другу, но принимают оправдания обманывающей любимой женщины. Около дома остановилась машина. Слух уловил мужские и женские голоса.

Раздался стук в дверь. Аня не сразу поняла, что стучат в её дом. Неужели кто-то заболел, подумала она, одеваясь. Но, открыв дверь, не поверила своим глазам - на крыльце стояла её ленинградская подруга Катя, а рядом с машиной стояли Игорь - брат Кати и Юра- жених Кати.
Поцелуи, объятья, радостные возгласы слились в единый гвалт.
- Всё, всё, всё. Ахать больше не будем. Анечка, приглашай гостей в дом.
- Вот это сюрприз! Как хорошо, что вы приехали. Как я рада.

Вскоре вся компания направилась на реку купаться. Затем девушки стали готовить обед. Катя раскладывала на столе, привезённые из Ленинграда продукты и гостинцы.
- Мы с Юрой приехали пригласить тебя на нашу свадьбу. Приглашение отдам потом. Кроме того, мы хотели посмотреть, как ты устроилась на новом месте. И самое главное, просто захотелось встретиться с тобой, мы не виделись почти два месяца.

Катя стала рассказывать новости из жизни их общих знакомых, рассказала о том, как они отдохнули в Одессе, о своей работе, о том, как проводят с Юрой досуг.

Предусмотрительная мама Кати сложила в сумку все необходимые ингредиенты для столичного салата, в банке была домашнего приготовления треска под маринадом, которую так любила Аня, в пакете лежали эскалопы, которые ещё предстояло поджарить. А Катя всё продолжала доставать из сумок продукты.

- А этим товаром Игорь разжился у друга, - Катя поставила на стол бутылку коньяка, бутылку вина и две бутылки виноградного сока.
- Если рассказать, как я здесь живу, не поверишь. Последние годы я жила с бабушкой, она взяла на себя все хлопоты по дому. В мою обязанность входила уборка квартиры и глажка белья. Поэтому мне и в голову не приходила мысль о том, что накормить семью - проблема. С этим я столкнулась здесь с самого начала. И вот теперь вы решили меня побаловать.
- В Ленинграде с продуктами питания - всё так же плохо. Выручает то, что у папы на работе постоянно бывают какие-то продуктовые наборы. Игорь приехал в отпуск, кое-что достал у своего ресторанного друга.

Наконец ребята были приглашены к столу. Игорь угощал компанию коктейлем, приготовленным по собственному рецепту. Привезли с собой гости и кассеты с записями песен Высоцкого и Галича. Юра - коллекционер анекдотов, обладал ещё талантом рассказывать их, почти каждый из них сопровождался взрывом хохота. День пролетел незаметно.

Вечером Аня предложила всем ещё раз искупаться. Компания, разгоряченная коктейлями, танцами, присутствием красивых девушек, с шумом вышла на улицу. А, оказавшись в воде, они шумели ещё сильнее. Визг, крики, смех не смокали целый час.

Далеко за полночь Катя первая предложила всем угомониться и лечь спать.
- Предупреждаю тебя заранее, Аня, нас с Юрой можно уложить в одну постель.
- Она у меня всего одна. Поэтому вам на ней и спать, а мы с Игорем будем гулять. Ты как на это смотришь, Игорь?
- Идеальный вариант, он меня вполне устраивает.

Ночи становились уже прохладными, в этом Аня убедилась вчера, гуляя с Серёжей. Поэтому, выходя из дома, она взяла с собой куртку. Немного постояв на берегу реки, они вернулись к дому и уселись на ступенях крыльца.
- Надеюсь, ты догадалась, почему мы здесь оказались. Приглашение на свадьбу можно было послать тебе и по почте, время ещё есть в запасе. Это я хотел с тобой поговорить.
- Не будем возвращаться к старой теме. Расскажи мне лучше о том, как тебе служится и где бываешь.

- Одно из двух: если ты не хочешь возвращаться к теме наших былых отношений, значит, ты ещё меня не забыла. Если ты действительно забыла меня, значит, на эту тему можно говорить сколько угодно, она уже не должна тебя волновать. Так как? Молчишь. Ты можешь сказать, как не пройти мимо той, единственной или единственного, предназначенного только тебе одному. И никто этого не скажет. А вдруг у нас был и есть тот самый единственный случай.
- Но мы с тобой проехали ту остановку, на которой могли сойти вместе. Теперь впереди у каждого - своя дорога.
- Анечка, не обижайся, Катя дала прочесть мне твоё письмо, и я понял, как тебе здесь плохо.
- Ничего особенного я в письме не писала.

- А ты вспомни. Но не это главное. Неужели мы с тобой навсегда расстались из-за той единственной фразы?
- Евреи, мусульмане, цыгане борются за чистоту своей расы. Это я могу понять. До той твоей фразы мне и в голову не приходила мысль, что коренной ленинградец будет так рьяно отстаивать ту же чистоту, но по признаку места рождения. И хоть мой отец родился, вырос и закончил институт в Ленинграде, бабушка - коренная ленинградка, пережившая блокаду, я по рождению остаюсь провинциалкой. Хочешь ты этого или нет, но свою провинциальность я не воспринимаю как второсортность.
- Бред какой-то. Ну, прости ты меня. Та фраза к тебе вообще никакого отношения не имела.

- Ошибаешься. Мне повезло больше, чем девушке твоего друга Олега. Я жила у бабушки, а не было бы её - пришлось тоже жить в общежитии. Не вижу никакой разницы. Здесь, в деревне, меня окружают люди, которых не интересует место моего рождения. Поэтому мне с ними легче, чем с такими чистопородными, как ты.
- Что-то мне подсказывает, что мы всё ещё что-то значим друг для друга. Мои родители тебя любят.
- Ты делаешь мне предложение?
- А ты так и не поняла, зачем я приехал…

- Ты произнёс “всё будет прекрасно”. Прекрасно у нас с тобой уже было. Я помню все наши прогулки по Ленинграду и его пригородам. Ты хорошо знаешь архитектуру и историю города, поэтому каждая такая прогулка превращалась в экскурсию. А ленинградские белые ночи, когда нет суеты, и в тумане и дымке мерещится то, чего нет и быть не может. Это было просто чудом. Я слепо любила этот город, а ты меня научил понимать его. И я всегда буду тебе за это благодарна.
- Всё это и многое другое ещё будет у нас впереди.

- Нашей вины нет в том, что мы такие разные. Я очень хорошо отношусь к твоей семье и не хочу никого обманывать. Прошло почти два года с тех пор, как мы расстались. У тебя были девушки, у меня были друзья. Надеяться сейчас на искру, которая может загореться, нелепо.
- Моё чувство к тебе остается таким же, как было тогда. Ничего не изменилось.
- Жить в Ленинграде было мечтой моей жизни, но сейчас меня не устраивает цена этой мечты.
- А попробуем посмотреть на твою проблему с другой стороны. Тебе уже двадцать лет. Неужели у тебя не было первой любви? Было или нет?
- Не знаю.

- После меня ты встречалась с очень даже достойными ребятами. Я был в курсе всего, что происходило с тобой. Кого-нибудь из своих поклонников ты полюбила? Молчишь. Любить - это тоже талант, дар божий. Не произошло ли с тобой того, что упоённая своей красотой, ты всех стала презирать. А ведь это - несчастье.
- Ты хочешь меня обидеть?
- Ни в коем случае. Дело в том, что я люблю тебя и с недостатками, а их у тебя, должен сказать правду, немало. Но всё это поправимо.

Аня сидела растерянная. Впервые ей так откровенно говорили о её недостатках. И сказали именно то, о чём сама она даже не подозревала.
- Мне очень не хочется считать себя совсем пропащей, не способной полюбить. Предположим, мы с тобой поженимся, может быть, даже появятся дети. И вдруг - я кого-то полюблю. Что будет тогда? Ты же умный, скажи, как я тогда поступлю. Молчишь, значит, не знаешь. И я тоже не знаю.

- В семейной жизни чаще всего бывает так: один любит, а другой терпит эту любовь.
- Я всегда считала тебя умным и гордым человеком. Хочу, чтобы ты таким и остался в моей памяти, чтобы я на закате своей жизни могла сказать - был в моей жизни один гордый человек.
- Как же в твоем сознании всё перевернуто. Ты глубоко ошибаешься, если считаешь, что я унижаюсь. Единожды поняв, что твоей бедой является твоя гордыня, и тебе одной с этим будет не справиться, я поклялся помочь тебе, заставить тебя смотреть на мир и окружающих людей другими глазами. И ещё запомни, уметь любить - познать счастье. А достойных людей не так мало. 

Если бы тебе было дано понять, почему некоторые из твоих друзей очень быстро исчезали из твоего окружения... Твоя гордыня неписаной красавицы управляет тобой, и ты совершаешь те поступки, говоришь те слова, которые и раскрывают твою суть. Умный человек рассудит так: стоит ли ради красоты, жертвовать способностью радоваться жизни, стоит ли превращать свою жизнь в сплошной кошмар. Так будет думать человек, воспринимающий тебя серьёзно. А для лёгкого жанра - какая разница, что из себя представляет подружка, главное - красивая.

Ночь пролетела незаметно, и взошло солнце. Было горько признавать бессмысленность своей поездки в деревню. Возможно, именно поэтому Игорь был так беспощадно откровенен с девушкой. По крайней мере, он сделал всё, чтобы удержать свою любовь, чтобы помочь ей разобраться в себе. Но насильно мил не будешь. И это - главное. Хотелось надеяться, что Аня поняла всё сказанное им, что его слова не упали в пустоту.

Игорь разбудил сестру.
- Поднимайся. Уступи мне место. Перед дорогой я должен хоть немного поспать, за руль сонному садиться опасно.

По выражению лица брата и подруги Катя поняла, что затея была напрасной. Сидя за утренним чаем, Аня проговорила:
- Разбитую тарелку не склеишь, трещины всё равно останутся.
- Это в том случае, если оба любили друг друга. Ты Игоря не любила, какие трещины у тебя могут остаться. Способна ли ты полюбить его, вот в чём проблема. А свои раны-трещины он сам заклеит и залижет.


(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий