среда, 18 июня 2014 г.

(продолжение)

Глава 12

На Новый год Аня собиралась поехать в Ленинград к бабушке, но, получив приглашение Ольги Николаевны встретить его вместе с ними, отложила поездку в город. В приглашении соседей не было ничего необычного. Её отношение с соседями нельзя было квалифицировать как понятие “дружили семьями”. Она дружила, конечно, но в основном с пятилетней внучкой Ольги Николаевны. 

Общение с Андреем заменяло ей общение с возможными друзьями и подругами. 


Всегда доброжелательный, отзывчивый, изобретательный в разрешении её проблем, он был нужен ей, как никто другой в деревне. Девушка понимала, что подчас злоупотребляет его свободным временем, но без его поддержки она не мыслила своей жизни в настоящий момент. И в ущерб всем ленинградским удовольствиям, встречам с бывшими друзьями и подругами, она с радостью приняла приглашение соседки. В этой жизни они были ей единственной опорой.

В оговоренное время она появилась в их доме в ярко-красном брючном костюме, с косой, перекинутой через плечо. «Ещё совсем ребёнок»,- думала Ольга Николаевна, глядя на неё.
- Я тебя впервые вижу с косой. Ты похожа на школьницу. Идём к столу, у нас уже всё готово, мы ждали тебя.

А Аня с удивлением смотрела на Андрея. Таким она видела его впервые. В повседневной жизни она привыкла видеть его в джинсах с рубашкой, в куртке или без неё, в зависимости от погоды. С наступлением зимы куртку на его плечах заменил вечно распахнутый полушубок. Сейчас перед ней стоял красивый элегантный молодой мужчина в иссиня-чёрном костюме с галстуком на бледно-голубой рубашке. Был легкоисправимый недостаток в его внешнем виде: кудрявые чёрные волосы отрасли до плеча. Хотя в некоторых кругах общества подобная причёска как бы подчёркивала принадлежность человека, обладавшего ею, к определенному клану - это был круг музыкантов и художников.
- А где Оксана?
- Не дождалась Нового года, сон сморил, а так ждала его.
- Я свои подарки положу под ёлку.

Провожая старый год, они вспоминали самые значимые моменты своей жизни в минувшем году. Андрей этим событием считал то, что стал на год старше, только никак не мог определиться с тем, стал он мудрее или глупее. Ольга Николаевна к положительным моментам отнесла то, что до выхода на пенсию осталось меньше года. У Ани таких событий оказалось больше: окончание училища и начало трудовой биографии, приобретение навыков жизни в деревне.

Ольга Николаевна угощала собравшихся за столом своими наливками и сухим вином. Было много шуток, анекдотов, наперебой старались рассказывать смешные случаи из собственной жизни. Когда Андрей стал открывать шампанское, Аня, зажав ладонями уши, наклонила голову. И даже эта малость вызывала смех.
- После смерти Иры, пожалуй, впервые в нашем доме праздник стал праздником. Думаю, причина кроется в тебе, Аня, ты помогла избавиться от уныния. - Ольга Николаевна добавила девушке в тарелку студня. - Кушай, доченька, я вижу, студень тебе понравился.
- Действительно, он очень вкусный. От выпитого вина я опьянела и потому весь вечер несу какую-то околесицу.
- На то и праздник, чтобы можно было немного расслабиться, посмеяться и пошутить. Вы здоровы, молоды, красивы, от того и жизнь вам кажется прекрасной. Но как же она, эта молодость, коротка. Если вам кажется, что я всегда была такой старушкой - глубоко ошибаетесь. И в моей жизни было много всего, правда, больше драматических моментов.

И она вдруг стала вспоминать отдельные эпизоды из собственной жизни. Многое из того, о чем рассказывала мать, Андрей слышал впервые. Он только сейчас узнал о том, что в молодости кроме отца маму любил ещё дядя Дима - отец Никиты и Серёжи.
- Андрею было четырнадцать лет, когда я овдовела. Была возможность второй раз выйти замуж. Но судьба распорядилась иначе. Умирая, муж говорил: “Жалко умирать, но я счастливый человек. Мне судьба подарила лучшую женщину на свете и доброго старательного сына. Семнадцать лет моей жизни пролетели как один день”. Так что мне тоже знакомо такое понятие, как любовь.

Сейчас Аня совершенно в ином свете увидела эту немолодую, но с остатками былой красоты женщину. Впервые увидев её, она подумала о ней как об инородном теле в сельском интерьере. Она не огрубела от тяжелой жизни женщины в деревне. Иногда Аня удивлялась тому, как своеобразно она прикасается к различным вещам или предметам. Ольга Николаевна до всего дотрагивалась двумя пальцами. Так обычно поступают очень брезгливые люди. Оставалось загадкой, чем была продиктована эта манера поведения.

Многое теперь становилось понятным и Андрею. Удивительная забота дяди о маме, когда она очень долго болела, его бескорыстная помощь, когда человека не надо просить, он сам предлагает помощь, забота о нём самом - всё теперь выстраивалось в логический ряд. После школы чуть ли не принудительно дядя направил его учиться в институт. Сейчас Андрей вспомнил, как строг и непомерно требователен был директор к нему во время студенческой практики, которую он всегда проходил в своем совхозе. Даже во время каникул дядя заставлял его работать. Он много возил его с собой по совхозу, посвящал во все нюансы, связанные с работой. Благодаря этому после окончания института Андрей вернулся в совхоз не новичком, а специалистом, знающим многие проблемы, тонкости, слабые места в деятельности совхоза.

Если что-то не получалось или он делал не так, дядя становился просто старшим товарищем, добрым и отзывчивым, готовым помочь в любую минуту. Только сейчас Андрей понял, почему его так опекал директор. Значит, верна поговорка, когда любят женщину, любят и её детей.

Утомленная дневными хлопотами во втором часу ночи Ольга Николаевна ушла спать. Андрей с Аней остались вдвоем.
- Может быть, пересядем на диван, оттуда удобнее будет смотреть “Голубой огонёк”.

В углу комнаты с мигающей гирляндой и горящей звездой наверху стояла украшенная разноцветными шарами ёлка.
- Я совсем забыла про свои подарки, - Аня достала из-под ёлки один из пакетиков и протянула Андрею. - Это - пустячок, но пусть он останется памятью о сегодняшнем вечере и обо мне тоже.
- А это, девочка моя, тебе.

- “Клема”, Франция! Андрей, спасибо. При таком дефиците...
- У меня хорошие отношения с нашим продавцом, Тамарой.
- Знай она, кому предназначается подарок, тебе была бы предложена бутылка уксуса…
А в это время София Ротару и Як Йола пели “Лаванду”.
- Потанцуй со мной, пожалуйста…

В полумраке комнаты пахло хвоёй, и звучала музыка. Аня прижалась головой к груди Андрея и испытала почти забытые чувства умиротворения и непонятного восторга. Ей сейчас было хорошо и спокойно, такое состояние она испытывала только рядом с родителями. Но почему-то именно сейчас она подумала о Лиде, женщине, с которой живет Андрей. И хотя в этой комнате не происходило ничего предосудительного, может быть, чуть больше допустимого он прижал её к себе, да ещё его горячие губы касались её виска, всё-таки в этом был намёк на возможную измену. Наблюдая за ним за столом, она вдруг поняла, что Андрей воспринимает её не просто как соседку. Она сегодня впервые видела его смеющимся от души, раскатисто и счастливо. А этот подарок...

Ощущая под своими ладонями её податливое тело, Андрей ещё сильнее прижал её к себе, она не отстранилась, напротив, прильнула к нему, это была и её провокация, и он должен был её пресечь, но так, чтобы не обидеть девушку. Вдохнув запах волос, он подвёл её к окну. Луна своим бледным сиянием освещала деревню. На черном фоне неба заиндевевшие деревья, освещённые уличными фонарями, казались сказочными.
- У нас в деревне существует традиция - после полуночи односельчане начинают собираться в клубе. Туда приходит и стар, и мал, чтобы поздравить друг друга с наступившим Новым годом. Хочешь сходить в клуб?
Аня обрадовалась его предложению.

На улице было очень холодно. В домах, мимо которых они проходили, звучала музыка и песни, слышался смех. Перед входом в клуб толпились мужчины, вышедшие на морозец остудиться от танцев и выпитого спиртного.

За четыре года, с того самого момента, как Андрей овдовел, он впервые появился в клубе и появился не один, а в обществе юной красавицы. Подходившие к ним односельчане, здоровались, поздравляли с праздником, с интересом рассматривали девушку и, конечно, подшучивали над ними. Подошли и Никита с Надей.
- Начинаешь понемногу привыкать к сельским удовольствиям. Почему к нам не заходишь? - Слова Нади предназначались Ане, но смотрела она на Андрея.
- Вы все - люди занятые, нельзя отвлекать вас от устоявшегося образа жизни, ваших привычек.
- Андрей, с твоего разрешения я приглашаю танцевать твою очаровательную спутницу, - и Никита увел Аню.

Во время разговора с Никитой Аня всё время пыталась взглядом отыскать среди танцующих Андрея. Его приметный рост позволял сделать это без особого труда. Встречаясь взглядами, он улыбался ей, и на душе у Ани становилось необыкновенно радостно. Неужели Никита не замечает, что происходит с его женой, думала Аня, танцуя с ним. Если повнимательнее присмотреться, любой зрячий может догадаться об этом. Но положение спасало то, что сейчас все находящиеся в клубе были в состоянии легкого опьянения. Среди танцующих был и Сергей. Он даже не предполагал того, что в трёх шагах от него находилась та, которая с самой первой встречи занимала его мысли. А когда его взгляд остановился на фигуре брата, он не поверил своим глазам: рядом с Никитой была Аня. Танец закончился.
- Пойдём, Андрей, покурим, - предложил Никита.
- Ты только что выходил курить, - возмутилась Надя.
Подошёл Серёжа.
- Ну вот, барышни, мы вас доверим Серёже, - Никита подмигнул брату, взял Андрея под руку, и они направились в коридор.
- У тебя это серьёзно? - вопрос Никиты застал Андрея врасплох.

Должен ли он делиться самым сокровенным ещё с кем-либо, он не знал, но столько было сомнений, разногласий с самим собой. Никита меньше всего был способен дать какой-то совет, но Андрей решил поделиться с ним.
- Она даже не подозревает, что творится со мной. Я знаю, что кажусь смешным, что всё нелепо, но ничего не могу поделать с собой.
- Это неудивительно. Она - красавица, голову вскружит любому.

- Ты думаешь, я об этом не думал? Я пока не даю ей повода для иного толкования наших отношений. Иногда мне кажется, она сознательно наступает на самые больные места моей души, ждёт ответной реакции, а когда я начинаю тонкими намёками касаться щекотливых тем, как улитка закрывает свои створки, становится непроницаемой. Получается бессмысленный бег по кругу.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий