вторник, 7 октября 2014 г.

(продолжение)

Глава 40

По мере приближения поезда Аня становилась всё более молчаливой. Уснувшие, казалось навсегда, чувства зашевелились, больно сжали сердце и не отпускали. Права была бабушка. Что же такое эта моя поездка, как не доказательство отсутствия у меня гордости. Это причинение боли Серёже, неприятностей его родителям и Ольге Николаевне. За эти два года многое могло измениться. Серёжа ни разу не обмолвился об Андрее, не спрашивала и я о нём. Возможно, Андрей уже женат. Зачем я еду туда.
- Тебя что-то беспокоит, Анечка?
- Как будто нет, но я почему-то волнуюсь.
- Боишься за себя?


- Не за себя, за всех вас, а больше всего за тебя.
- Если ты в себе уверена, мне волноваться не за что.
- Спасибо тебе, Серёженька, за веру в меня. Эта поездка мне была нужна для того, чтобы я могла вам всем смотреть прямо в глаза. Я должна встретиться с Андреем. Теперь я спокойно могу разговаривать с ним.
- Хочу надеяться.

Галина Степановна, мать Серёжи, не очень удивилась появлению Ани на пороге её дома. Увидев на пороге девушку в полном блеске своей красоты, она обняла её и расцеловала, как родного человека.
- Я догадывалась, Аня, что Серёжа приедет именно с тобой. Проходи, доченька, и чувствуй себя как дома. Я очень рада видеть тебя.

Серёжу удивила словоохотливость матери. Сколько лет в семье её считали молчуньей. Но сейчас она обрушила на них словесный поток, копившийся в ней многие годы. Она говорила и о жизненных ценностях, и, словно оправдывая себя, пыталась оправдать многие собственные поступки.

- В жизни труднее всего простить незаслуженную обиду. Но если удастся преодолеть себя, это впоследствии воздастся тебе сторицей.
- Так что ты, Аня, не обижай меня незаслуженно. Мамино всепрощенчество не каждому по плечу, не каждый способен на подобное душевное подвижничество, - с горькой иронией в голосе произнёс Серёжа.
- Ты зря иронизируешь, Серёжа. Если будешь любить человека больше себя, прощать научишься вопреки своему желанию, - неожиданно поддержала разговор Аня.
- Всё будет нормально, - Серёжа обнял её за плечи.
- Вот и хорошо, что ты вернулась. - Дмитрий Иванович довольным взглядом оглядел всех сидящих за столом. - Теперь вся семья в сборе.

- Я, Дмитрий Иванович, послезавтра уеду. Маме надо на работу, с Сашей некому сидеть.
Взглянув на сына, Дмитрий Иванович по выражению его лица понял, что допустил какую-то оплошность.
- Вы живите, как вам нравится. Расскажи мне, Аня, про внука.

Аня была тронута тем, что Дмитрий Иванович уже сейчас называет её сына внуком. И вдруг она опять поймала себя на мысли, которая пришла ей в голову за праздничным столом, когда Надя пригласила её на свой день рождения. Андрей внешне не был похож на Дмитрия Ивановича, но одинаковыми были ямочки на подбородке, одинаково-чувственной была нижняя губа, оба были кудрявыми. Позже, рассматривая фотографию отца Андрея, она не обнаружила ничего общего между отцом и сыном. Теперь она почти не сомневалась в своих догадках. Вот о каком умении прощать говорила мать Серёжи.
- Что с тобой? - добрые глаза Дмитрия Ивановича смотрели на неё и улыбались.

Она вышла из-за стола и вскоре вернулась с фотографиями в руках. С первой, взятой Дмитрием Ивановичем в руки фотокарточки, на него смотрел миловидный малыш, с крупными глазами, с колечками пшеничных кудрей на голове. Едва наметившиеся брови были как у мамы под углом друг к другу, и это придавало его лицу удивлённое выражение. Вот она, та черта, которая не позволит Ане отрицать того, что отцом её ребёнка является Андрей. Мальчик унаследовал громовскую ямочку на подбородке.

Удивительно, но я не испытываю к этому мальчику никакой неприязни, - думал Дмитрий Иванович. - Андрея я люблю не меньше собственных сыновей, а потому и его ребёнка сразу воспринял как собственного внука.
-А здесь я среди своих мужчин, - комментировала Аня следующую фотографию.

На краешке сруба в четыре венца сидела с ребёнком на руках Аня, а рядом с ней присели Серёжа и мужчина лет пятидесяти.
- Это мой папа.
- Вы что-то строите? - поинтересовался Дмитрий Иванович.
- Это мы на даче хотели разобрать крыльцо и построить большую веранду, но теперь стало тесно. Было принято решение пристроить к дому ещё одну комнату.

На следующей фотографии была изображена молодая, похожая на Аню, очень красивая женщина.
- Это твоя сестра?
- Мамочку все принимают за мою сестру.
- Ты удивительно похожа на мать. Живите, как хотите, только бы вы были счастливы.

Разглядывая Аню, Дмитрий Иванович понимал, что им нельзя оставаться здесь жить. Даже если Аня полюбила Серёжу, неизвестно, как поведёт себя Андрей, находясь рядом с ней. Он до сих пор не женился, значит, его рана ещё не зажила. Не должны дети повторить мою судьбу, пусть лучше уедут отсюда.

Наблюдая за тем, как Аня ведёт себя с Серёжей, на сердце становилось радостно. Хотелось верить в то, что в их отношениях всё было искренне.
- Как ты могла обрезать такую косу, - сокрушался немного захмелевший Дмитрий Иванович.
- Хотела стать красивее, да и хлопот много с длинными волосами.

После ужина Аня собралась навестить Ольгу Николаевну и Андрея. От её внимания не ускользнула тревога в глазах родителей Серёжи, когда она сообщила им об этом.

А в это время родители Ани стали вести разговоры о том, что пора начинать готовиться к свадьбе. Но слова бабушки стали для них отрезвляющим холодным душем.
- Не стоит спешить. Если вы так хотели, чтобы свадьба состоялась, не должны были отпускать Аню в деревню.
- А что в этом плохого?
- Вы, к сожалению, не знали её тайны, хотя имели право знать. Серёжа - не отец ребёнка. И, как я полагаю, Аня уехала туда для того, чтобы ещё раз встретиться с отцом ребёнка. Только после этой встречи она примет окончательное решение. Её чувства к тому, другому, ещё не угасли. Она всё ещё продолжает его любить.

- Но как же так? Серёжа любит этого ребёнка, как своего.
- Мне искренне жаль этого душевного молодого человека. Аня не имела права ломать его жизнь. Она его не любит, а, следовательно, поступает непорядочно.
- Но у ребёнка должен быть отец.
- Согласна. Если ей сейчас не удастся решить свои отношения с человеком, которого любит, следует подождать, когда она будет готова вступить в брак. Бесполезно искать отца сыну, она должна искать мужа себе.

- Серёжа искренне любит её.
- Всё так, да беда в том, что отцом ребёнка является брат Серёжи.
- Какой ужас! - мать Ани была в замешательстве.
- Ужас заключается в том, что в случае, если брак Ани с Серёжей состоится, её дорога в деревню будет навсегда закрыта.
- Объясни яснее, если ты всё знаешь.

- Дело в том, что эта любовь была обоюдная. Аню никто не обманывал. А теперь представьте на миг, в доме появляется молодая и красивая жена брата. Как поведут себя бывшие любовники, не исчерпавшие своих чувств и имеющие общего ребёнка? Молчите. Теперь вы понимаете, что у этого брака нет будущего. Аня имеет право на семью. Найдётся и в нашем городе человек, способный полюбить её.

- Но мы наблюдали за ними здесь, и они были искренне счастливы. Их уже объединила общая постель, и они были очень красивой парой.
- Запуталась девочка, сама пыталась обмануть себя. Да только сердце её пока принадлежит другому. И Серёжа это понимал. Именно поэтому он готов был уехать из родительского дома, поменять стабильность на неизвестность. Но меня не отпускает предчувствие чего-то нехорошего. Дай Бог, чтобы Аня поскорее вернулась.

Подходя к дому, в котором когда-то жила, всё вдруг всколыхнулось в ней. В этом доме я была впервые счастлива. Всё плохое куда-то ушло. Перед глазами, как наваждение, возник образ Андрея, сильный, красивый и до сих пор незабытый. Что же я сейчас делаю, кого обманываю. Потребуется значительно больше времени для того, чтобы память не причиняла боль.

- Здравствуйте, Ольга Николаевна.
- Глазам своим не верю, Анечка.

Со слезами на глазах они обняли друг друга. На голоса из соседней комнаты вышла Оксана, увидела Аню и бросилась её обнимать.

Перед ними стояла Аня, но это был уже не тот худенький красивый ребёнок. Молодая очень красивая женщина, такая знакомая и вместе с тем какая-то другая, держала на руках Оксану и не скрывала от них своих слёз.

Медленно и бессознательно непонятный страх стал заполнять все поры, много повидавшей на своём веку женщины. Что сулит им всем это неожиданное появление Ани. Как к этому отнесётся Андрей.
- Ты совсем вернулась? Совсем? - не унималась девочка.
- Нет, меня отпустили только на три дня.
- Но какими судьбами ты оказалась здесь? - Ольга Николаевна вдруг начала понимать, что происходит.
- Я приехала с Серёжей.
- Так это ты - та женщина, на которой он женится.
- Это - я.

Ольга Николаевна вспомнила разговор с Димой. Он сообщил ей о том, что сын намерен жениться на женщине с ребёнком.
- Ты работаешь?
- Нет, я сижу дома с сыном.

Аня открыла сумочку и положила перед Ольгой Николаевной цветную фотографию сына. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, перед ней лежит фотография её внука.
- Анечка, но как же так? Мы ничего не знали об этом, почему ты ничего не сообщила нам?
- Не будем об этом. В трудную минуту я напомнила вам о себе, но ответа так и не дождалась. Это всё уже в прошлом. Вы всегда были добры ко мне, Ольга Николаевна. Скорее всего, наши пути уже никогда не пересекутся, но я слабый человек, и мне до невозможности захотелось побывать там, где я была счастлива.
- Никуда не уходи, Аня. Я схожу за Андреем. Ты обязана с ним поговорить.
- Не скрою, мне очень хотелось увидеть его. Значит не судьба. За мной уже пришли.

Взглянув в окно, Ольга Николаевна увидела, как, не спеша по дороге, приближается Серёжа. Не много времени он выделил Ане для свидания, с горечью подумала Ольга Николаевна.
- Сейчас, Аня, ты совершаешь самую большую ошибку в своей жизни. Андрей всё ещё любит тебя.

От этих слов спазм сдавил горло, захотелось заплакать, закричать. Она вдруг поняла, что не должна была приезжать сюда. Сердце, вопреки всем её стараниям, не забыло того, единственного, с которым она может быть счастлива. Зачем я обманываю Серёжу, себя. Всё должно было переболеть без этих напоминаний. Зачем я нарушила покой под крышей этого дома. Как всё глупо получилось. Аня протянула руку за фотографией.
- Оставь мне хоть это.

Аня обняла пожилую женщину, поцеловала Оксану и быстро вышла. Оксана и бабушка долго смотрели вслед удаляющейся по дороге паре.

Андрей пришёл домой, когда все спали. Мимоходом взглянул на забытую кем-то на столе фотографию и направился на сеновал. Весь день сегодня его не покидало какое-то непонятное беспокойство. Утром Ольга Николаевна всегда кормила сына завтраком, но сегодня Андрей не застал её дома.

По дороге на работу Андрей догнал Серёжу.
- Ты так рано вернулся из отпуска, соскучился по дому?
- Да нет, я иду подавать заявление на расчёт. Уезжаю из деревни.

Серёжа решил угомониться, думал Андрей, когда их дороги разошлись. Нашёл всё-таки свою половинку. Сколько же я буду находиться в этом состоянии опустошённости, продолжать жить с потерянным сердцем становилось невмоготу. Пора и мне собираться в дорогу. 

Человек - не иголка в стогу сена, я её найду.
Но повседневные проблемы по работе оттеснили эти мысли на второй план. Дядя совсем сдал. С ним стало очень трудно общаться. Что ни говори, а старость - не милость для отдохновения в конце жизни. Направляясь домой на обед, его догнала дочка. Держась заруку отца, она вприпрыжку шла рядом с ним. Но вдруг сознание Андрея споткнулось на том, что Оксана говорила что-то об Ане.
- Что ты сейчас говорила мне про Аню?
- Ты меня совсем не слушаешь, - обиженно произнесла девочка. - Вот эту красивую резинку для волос мне подарила Аня.
- Какая Аня?
- Как ты не понимаешь, Анечка... Она вчера вечером приходила к нам.

Всё встрепенулось в нём, заволновалось сердце, но эти чувства подавила растерянность. Сколько бессонных ночей проведено над осмыслением роли Ани в его судьбе. Когда он, наконец, понял, что дальше не сможет жить без неё. Само собой созрело решение разыскать её, и вдруг она приехала сама.

Разговор с матерью во время обеда не удивил его.
- Я утром специально ушла из дома.
- Я знаю, что приехала Аня.
- Да, она вчера приходила к нам.
- Чертовщина какая-то...
- Не говори...

Нахлынувшие воспоминания и явь вывели его из равновесия. Не закончив обед, он ушёл из дома.

Как часто в последнее время Андрей представлял момент, когда он появится на пороге дома любимой, вот только не находил таких слов, которые должен сказать ей, чтобы она не смогла отвергнуть его. Все самые главные слова были сказаны им раньше. В большей степени именно по этой причине его поездка откладывалась. Говорят человек сам творец своей судьбы. Что же я натворил в своей жизни. Теперь наша встреча неизбежна, но где найти те самые главные слова. Было от чего быть в полном замешательстве. Ноги привели его в мастерские к Никите. Но Андрей был неприятно поражён реакцией брата, когда тот понял, о чём пойдёт речь.

- Ты, Андрей знаешь, что в вашей охоте за Аней я всегда был на твоей стороне, считая, что у тебя всё это выстрадано, глубоко и серьёзно, а Серёжа добивается очередной победы. Но на деле оказалось всё наоборот. Впервые у Серёжи прорезалось глубокое чувство. Что было у тебя - тебе лучше знать. Сейчас, когда женщина успокоилась, неблагородно использовать допущенную ею некогда слабость.
- А как же мой сын?!
- Серёжа будет ему хорошим отцом.

Вечером дома Никита рассказал жене о его разговоре с Андреем.
- Ты молодец, Никита. Как мне хотелось бы сказать ему то, что вчера сказала Аня.
- Что же такое она могла тебе сказать?
- Я засомневалась в искренности её чувств к Серёже. Уж очень быстро она позабыла Андрея и полюбила Серёжу. Аня не оправдывалась.

- Я любила Андрея, люблю Серёжу, но эта любовь отличается от чувств к Андрею. Если надо будет чем-то пожертвовать или поступиться ради меня, Серёжа ни на минуту не задумается. Андрей сначала всё взвесит, обдумает и выберет вариант, который оградит его покой. Всё это я чувствовала уже тогда, только никак не могла сформулировать для себя. Вот отсюда и эта половинчатость в любви. Именно поэтому наша любовь на курьих ножках не выдержала первого испытания.

- А она на самом деле оказалась неглупой. Андрей некогда говорил мне об этом.
- Ненавижу её. Скорее бы она уехала. Зачем приехала ворошить старое?

Сейчас Андрей уже не думал о том, что скажет ей при встрече. Он должен был её видеть. Но в дом к дяде заходить не пришлось. Дмитрий Иванович около дома выбивал из лопаты сломанный черенок.
- Заходи, заходи...
- Мне надо поговорить с Аней.
Дмитрий Иванович выпрямился, насупил брови и молчал. Он пытался спрогнозировать последствия этой встречи.
- Я должен с ней поговорить.
- Они после ужина уехали к Степану, когда вернутся - не знаю.

Всё против меня в этой жизни, думал Андрей, возвращаясь, домой. Что я скажу той, которую любил самой пламенной любовью и которую сам принёс в жертву своей гордыне.

Уже пропели петухи, приближалось утро, а он так и не смог уснуть.
Тёплое “бабье лето” не скупилось на своё последнее тепло, но, вопреки этому, журавли и утки, улетающие на юг, с самого утра своим громким криком предупреждали всё живое о приближающихся холодах. Андрей стоял на берегу реки и взглядом провожал пролетающие косяки. На дороге у дома дяди стояли “жигули” и Сергей с Галиной Степановной укладывали в багажник сумки. Он её увозит, догадался Андрей. Я не допущу того, чтобы она уехала, не поговорив со мной. Если они будут проезжать мимо меня, я смогу их остановить, но они могут уехать и другой дорогой... Не мешкая, Андрей направился к дому дяди.

Аня была приятно удивлена, когда накануне, вечером, перед сном Серёжа сообщил своё намерение проводить её до самого Ленинграда.
- Посажу тебя в поезд, мне будет спокойнее от сознания, что ты благополучно уехала.

Не знала Аня того, что вечером перед сном отец успел сообщить Серёже о том, что сейчас от него, от его действий будет зависеть, останется ли Аня с ним. Решение было принято мгновенно. Именно поэтому в такую рань машина стояла на дороге перед домом, готовая к отъезду.

Машина набирала скорость. Впереди на обочине Аня увидела Андрея с поднятой рукой.
- Андрей стоит.
- Вижу.

Аня думала, что сейчас машина остановится, она уже начала замедлять скорость, но вдруг резко рванула вперёд. Они проскочили мимо Андрея. Аня обернулась. В заднее стекло машины она видела, как Андрей сначала пошёл вслед за машиной, а потом побежал.
- Остановись, Серёжа.

Но машина мчалась по деревне на недозволенной скорости. Сейчас Сергей почти ничего не ощущал, он превратился в единый нерв.
- Да остановись же ты, - Аня сильно дёрнула Серёжу за руку.
Андрей ещё продолжал бежать вслед за машиной, но она вдруг странно вильнула и на большой скорости врезалась в железобетонную опору линии электропередачи. 

От удара машину со стороны водителя сплющило. Подбежавший к машине Андрей с трудом открыл дверцу и вытащил из салона Анну. Она была в шоке и ничего не чувствовала, а он целовал её и не мог остановиться. Подбежавшие из ближних домов люди силой отобрали у него Аню и вызвали скорую помощь. Чтобы вытащить тело Сережи, машину пришлось разрезать.

                                   (продолжение следует) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий