вторник, 7 октября 2014 г.

(продолжение)

Глава 38

Говорят, родные стены греют. Но Аня не почувствовала радости от возвращения в родительский домой. Этот дом вдруг оказался чужим. Там, в деревне, она была хозяйкой себе, здесь она продолжала оставаться ребёнком. Она не находила себе места, слоняясь по квартире. Надо было устраиваться на работу. Но появилась ещё одна очень важная проблема, от решения которой зависела вся её дальнейшая жизнь. Так называемая перестройка в деревне была не так заметна, как в городе. Безусловно, всё это происходило и там, только она не замечала изменений, не вникала в их суть. 
Сейчас она вспомнила, как часто Андрей приходил с работы удрученный происходящим развалом, разрушением системы. Сейчас она сама столкнулась с этим. Ей надо было устраиваться на работу, но повсеместно закрывающиеся предприятия ежедневно сотнями выбрасывали людей на улицу. Найти работу в этих условиях было практически невозможно.


А новая проблема, требующая немедленного решения, сковала её страхом. От проницательных глаз бабушки было невозможно скрыть состояние растерянности и страха внучки. Так уж повелось, что не мама, а именно бабушка стала для Ани тем человеком, с которым она могла делиться своими мыслями и сомнениями. Вот и сейчас бабушка посадила перед собой внучку и молчала.

- Если ты не будешь задавать других вопросов, я расскажу тебе о причине своего страха. Но расскажу ровно столько, насколько считаю это нужным.
- Поступай, как считаешь нужным, но я вижу, что проблема требует решения. Я это вижу и чувствую.
- У меня, бабуля, будет ребёнок.

Вздрогнув от неожиданного сообщения, умудрённая жизненным опытом женщина ничем не выдала своей растерянности. Проблема действительно была не из простых. Сейчас важным было не испугать внучку, не оттолкнуть её от себя любопытством. Надо было очень тактично, не унижая и не обижая её, подойти к решению этой проблемы. В настоящий момент девочка ещё не осознаёт, что её ожидает впереди.

- Ну что же, это уже произошло. Дать человеку жизнь - это маленький подвиг и счастье. Иного ответа ты от меня не услышишь. Ты должна быть готова к тому, что весь груз ответственности тебе придётся взвалить на собственные плечи. Но сейчас выбирать уже не приходится. Судьба всё предопределила, тебе остаётся только с достоинством выполнить трудную миссию матери. Ты должна быть готова к тому, что не все твои знакомые поймут тебя, что ещё не раз будешь горько сожалеть о случившемся, не одну слезинку уронишь.
- Возможно, я ещё не до конца понимаю степени своей ответственности, но я хочу этого ребёнка.

Много вопросов было у бабушки к внучке, но сейчас их нельзя было задавать, чтобы сохранить едва наметившийся контакт по этой проблеме.

Надо было не расслабляться и устраиваться на работу. Самостоятельные поиски оказались бесполезными, пришлось родителям обратиться за помощью к другу семьи. Теперь Аня работала секретарём на нефтебазе. Днём голова была занята проблемами, связанными с работой, но вечером, оставаясь наедине со своими мыслями, она обращалась к тому, кто мог стать ей в жизни надёжной опорой, и которого она продолжала любить.

Никогда раньше Аня не интересовалась отношением родителей друг к другу. Сейчас, продолжая искать ответ на многие мучившие вопросы, она наблюдала за ними и прислушивалась к их разговорам. И, наконец, она убедилась в том, что, сама того не осознавая, в своих отношениях с Андреем, она копировала поведение мамы. Она вспоминала, как бабушка неоднократно отчитывала маму.

- Тебе, Наташа, повезло в жизни. Не каждый муж готов стать хозяйкой в доме в то время, когда его драгоценная жена часами листает журналы мод и не думает о том, что семью надо кормить, а значит надо готовить.

За эти годы, пока Аня училась и работала, мама внешне очень изменилась: она носила очень короткую стрижку, следила за направлениями моды и, соответственно, за собой. На вид ей можно было дать не более тридцати лет. Отец, напротив, очень сдал. Мама объясняла это его состоянием здоровья. Он всё чаще стал жаловаться на сердце. Аня видела, как умело отец обходит “острые углы” при общении с мамой. Он не скупился на комплименты, и, как в молодости, продолжал дарить маме цветы. 

Но вместе с тем Аня поняла, при всей своей уступчивости, в критической ситуации, в случае посягательства на жизненные принципы отец без лишних разговоров пойдёт на разрыв. Кажется, именно это мама поняла давно, и, балансируя на грани дозволенного, она никогда не переходила эту грань, когда, признавая свою неправоту, ей предстояло молить о прощении.

Как-то в минуту откровения мама сказала Ане о том, что влюбилась в своего мужа второй раз, когда узнала о том, что на работе одна из сотрудниц стала преследовать его. Девушка была молода, и была в ней определённая изюминка.

- Никакая красота не удержит мужчину у твоих ног, если нет новизны чувств. Я вдруг прозрела и увидела, что мой муж - красивый мужчина. И если я не изменюсь, велика вероятность потерять его. Я по уши влюбилась в него и поняла, какую драгоценность, без иронии, имею рядом с собой. Пропала потребность общения с друзьями, я стала очень уютно чувствовать себя дома. Рядом со мной был не просто муж, была родная душа. Постепенно я стала понимать, какие чувства главенствовали в нём и дома, и на работе. Я благодарна судьбе за то, что она позволила мне вовремя очнуться, и мне не придётся считать, чего было больше в моей жизни - потерь или находок.

Но всё в доме изменилось, когда родители узнали о том, что Аня ждёт ребёнка. Мама как-то вдруг состарилась, поник отец. Аня поняла, в ситуации, когда объединение, в котором они работали, со дна на день может закрыться, когда родителям грозит безработица, возможность появления ребёнка в семье просто придавила их.

Поклонники, появившиеся у Ани на работе, не радовали, а её безразличие к ним считали игрой. Но ореол неприступности развеялся, как дым, как только стал заметен живот. Было от чего придти в ужас: общаясь с сотрудниками базы только по делу, она вдруг обнаружила, как много недоброжелателей появилось у неё за эти пять месяцев. Неужели на земле вообще отсутствуют добрые люди, не раз думала она. Откуда в них столько злобы. Всё, что с ней случилось - её частная жизнь, но почему каждый старается быть причастным к ней. Она была готова ко многим трудностям, но не знала, как бороться с этими проявлениями человеческих качеств.

И в такие тяжёлые минуты, гладя свой живот, она мысленно разговаривала с ребёнком, просила у него прощения за то, что и его обрекла на многие неприятные моменты детства без отца. Пройдя в клинике акушерства УЗИ, она теперь знала о том, что у неё родится мальчик. Возникло желание поделиться этой новостью с Андреем. Огромным усилием воли удержала она себя от этого искушения.

Всё чаще стала посещать её мысль о том, на какое безрадостное детство обрекла она ребёнка, а смысл ёмкого и жуткого понятия безотцовщина, она начинала осознавать только теперь. И в минуту такой слабости она не вытерпела. Оксане исполнялось восемь лет, и Аня послала ей бандероль. Она надеялась на то, что Андрей всё поймёт и приедет. Но прошло два месяца, и Аня поняла, Андрей вычеркнул её из своей жизни. Аня не знала того, что Надя просто не передала по назначению бандероль.

Но неожиданно из деревни пришло письмо от Серёжи. И хотя в этом письме не было ничего особенного, это было письмо старого доброго друга. Аня на него не ответила, как не отвечала и на все последующие письма. У каждого из них была своя жизнь, и пути их разошлись навсегда.

Наступил Новый год. Мама с бабушкой хлопотали на кухне, готовясь к встрече праздника, Аня с отцом носили еду на стол. Раздался звонок. Дверь пошла открывать бабушка.
- Аня, к тебе пришли.
- Кто там?
- Иди сама посмотри.

В коридоре стоял Серёжа. Он очень изменился за эти полгода. Узенькая чёрная полоска усов в уголках губ под прямым углом опускалась вниз и замыкалась на подбородке. Это видимое нововведение хоть и добавляло ему возраст, но было к лицу.
- Зачем ты приехал?
- Почему ты не отвечала на мои письма?
- Зачем ты приехал? - уже почти кричала Аня.

Когда Аня стала выгонять из квартиры гостя, бабушка вышла к ним.
- Я даже не подозревала, что моя внучка такая негостеприимная. Я понимаю, молодой человек - приезжий. Куда же ты его хочешь выгнать на ночь глядя?

Разглядывая фигуру Ани, Серёжа понял, почему не получал ответа на свои письма. А перед глазами Ани висело, как фотографический снимок, растерянное выражение лица Серёжи, когда он увидел её большой живот. Пока что он держался мужественно. Аня понимала, что его нельзя обвинять ни в чём. Любого другого на месте Серёжи этот факт мог повергнуть в шок.

Бабушка старалась придать разговору шутливую форму. Встретив благодарный взгляд гостя, она предложила ему раздеться. А тут ещё на помощь бабушке подоспела мама. Внимательным оценивающим взглядом рассматривала она молодого человека. Что-то подсказало ей, что этого молодого человека нельзя отправлять за дверь.

Когда гость разделся, Наталья Ивановна ещё раз окинула его взглядом и поняла, как трудно было молоденькой девушке устоять перед обаянием такого красавца. Сейчас важным было дать возможность объясниться им, разобраться во всём. Эти два человека были созданы друг для друга.

Аня ожидала его вопросов, но он ни о чём не спрашивал, рассказывал про Степана и Лену, Никиту и Надю, даже про Оксану рассказал, и только об Андрее не было сказано ни одного слова. Серёжа понимал всю нелепость положения, в которой он оказался.

Гость оказался общительным. Самым удивительным было то, что бабушка - домашний психолог и большой реалист, благосклонно отнеслась к нему. Что-то подсказывало Серёже, что в этой семье с мнением этой пожилой женщины считаются все. Заручившись её поддержкой, он сможет многое решить в свою пользу. Бабушка и Серёжа не скрывали того, что понравились друг к другу. Только Аня хранила молчание, словно отсутствовала.

Растерянная и жалкая сидела она сейчас за столом. А Сергей отчётливо понял, что как он поступит сейчас, и будет мерилом его чувств к ней. Именно сейчас он должен решить, готов ли взять на себя ответственность не только за неё, но и её ребёнка, тем более что ребёнок этот - его племянник.

Аня хранила молчание даже тогда, когда все улеглись, и они остались вдвоём.
- Мы не будем говорить о твоих тайнах. Есть ты, я и эта частичка тебя, Надеюсь, ты веришь в то, что я тебя люблю. Когда любят женщину, любят и её детей. Ты мне нужна.
- Ты меня жалеешь? Не надо, Серёжа, мне очень больно.

Он шагнул к ней, привлёк к себе и стал целовать её глаза и мокрые от слёз щёки. Они не заметили того, что в приоткрытую дверь на них смотрит мать.

Аня чувствовала, как отступает паническое отчаяние, хотя душа и продолжала болеть. Сейчас, когда Серёжа готов был разделить с ней все тяготы и радости жизни, все невзгоды и подарки судьбы, она поняла, что он значит для неё. Слёзы стыда, радости и благодарности текли по её щекам
- За этот год я прожила целую жизнь, но не повзрослела, а состарилась. И самое ужасное заключается не в том, что случилось со мной, а в том, что я разучилась радоваться. Бабушка утешает, говорит, что это пройдёт. А я уже не верю в такое чудо.


(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий