пятница, 4 июля 2014 г.

(продолжение)

Глава 29

В новогоднюю ночь в клубе была ещё одна пара глаз, которая внимательно наблюдала за всеми, но в особенности за поведением Андрея. 
Танцуя с Лидой, Андрей не спускал глаз с Ани, хотя и старался казаться невозмутимым, но сразу же сорвался с места, как только Серёжа поцеловал Аню. Всем этим стоило воспользоваться. Именно так Тамара и поступила, когда Андрей зашёл в магазин за сигаретами.
- Я и не подозревала, что ты, Андрей, стал Дон Жуаном, живешь с одной, а любишь другую.


- Кто позволил тебе ковыряться в моей личной жизни?
Даже не взяв сдачу, Андрей быстро направился к выходу, но Тамара успела крикнуть вслед.
- Она тоже в тебя влюбилась.

Эти слова застряли в его сознании. Сидя за рулем машины, Андрей вспомнил, как Аня подстригала ему волосы.

Ольга Николаевна не сразу поняла, что они собираются делать. И только когда Аня взяла в руки расчёску и ножницы, стало ясно. Она молча наблюдала за ними.
- Оксана - мой первый эксперимент. С тобой мне будет проще, уже кое-какой навык имеется.

Но очень скоро она взмолилась:
- Сделайся маленьким. Не на табуретку же мне влезать.

Ольга Николаевна и Андрей смеялись над этой её фразой. По причине отсутствия опыта она очень долго состригала его длинные завитки, и когда уже всё было готово, Андрей захотел, чтобы она сделала стрижку покороче. Но когда в очередной раз он заявил, что волосы оставлены длинными и их надо ещё укоротить, не вытерпела Аня.

- Я уже два часа кручусь около тебя и всё никак не могу угодить.
- Назвался груздем, полезай в кузовок. Ты - цирюльник, а я - привередливый клиент. А клиент всегда прав.

Аня посмотрела на Ольгу Николаевну, но та только рассмеялась и молча вышла из комнаты. В результате всех экспериментов на голове Андрея были оставлены коротенькие волосы, но оказалось, от такой прически он сразу помолодел. Довольными оказались все.

Сейчас вспоминая это, стало тепло на душе, и захотелось оказаться около неё.
Сильный ветер гудел в проводах и в голых ветвях деревьев. Мела поземка. Андрей пытался заслонить Аню от ветра. За время её болезни они особенно сблизились и общались как давние добрые знакомые. Теперь в общении с ним Аня чувствовала себя совершенно свободно, и так же естественно Андрей стал заходить к ней.

- Сейчас я подогрею чай.
- Посидим просто так. Через неделю я поеду в дом отдыха. Я говорил тебе о том, что у меня уже два неиспользованных отпуска. Собирался с Оксаной съездить к её бабушке, но так и не выполнил обещания. Я должен привести в порядок, причесать собственные мысли. Это жизненно важно для меня.

- Кто тебе мешает это сделать дома? - ей не хотелось, чтобы он уезжал.
- Удивишься, если скажу - ты. Да ты не пугайся. В этом ничего плохого нет.
- Я не буду больше тебе докучать ничем. Я понимаю, что злоупотребляю твоим расположением и временем. Считай, что я уже извлекла урок.
- Глупышка, оставайся такой, какая ты есть. Естественной. Именно это качество в тебе подкупает меня. А уеду я потому, что большое всегда лучше видится на расстоянии. Я во многом должен разобраться, - он улыбался, глядя в её глаза, в которых присутствовала и легкая тревога, и печаль.

Что-то необъяснимо-притягательное было во всем его облике сейчас. Волнение охватило Аню. Чутьё подсказывало - он неравнодушен к ней. Хотелось, чтобы он никогда не разжимал своих объятий.
- Две недели тому назад вот в этой же комнате я холодел от ужаса потерять тебя. Ты теперь - мой выстраданный ребёнок. Всё то, что тяжело достается, дороже ценится. Это ты имей в виду. Ну, мне пора. До завтра.

Аня стояла в растерянности. От мыслей в голове всё смешалось. Он понял, что его отъезд её расстроил. Но из-за его шуток я никогда не понимаю, когда он говорит серьёзно, а когда шутит. Иногда мне кажется, что я ему нравлюсь. Иногда, дистанцируясь от меня, он ведёт себя, как просто знакомый. Как все-таки сейчас было приятно утонуть в его объятьях. Неужели он не понимает, как он мне нужен.

И когда Андрей сообщил ей о том, что завтра рано утром уезжает, у неё возникло ощущение какой-то потери, пустоты. Это новое ощущение стало для неё неожиданностью.
- Что ты читаешь?
- Я с разрешения Ольги Николаевны взяла из твоего книжного шкафа стихи Марины Цветаевой.
- По какому принципу была выбрана именно эта книга?
- Если книга потёрта, значит, её часто читают.
- Действительно, Ириша постоянно читала мне вслух стихи из этого томика. И что же тебе понравилось?

Аня перевернула несколько страниц, потом посмотрела на Андрея, как бы решая, стоит ли читать.
“Не самозванка, я пришла домой.
И не служанка - мне не надо хлеба,
Я - страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твоё седьмое небо”.
- Эти строчки созвучны состоянию твоей души? - с улыбкой спросил он.

И Аня поняла, что выдала себя и смутилась.
- Сколько людей, столько и вкусов. Ира тоже любила Цветаеву.
- Ты удивительный человек, до сих пор так предан своей жене.
- Я хочу, чтобы ты поняла, между вчера и сегодня лежит пропасть, и это вчера не вернётся уже никогда.
- Ты, Андрей, меня всё больше и больше удивляешь, даже стихи хорошо знаешь.
- Когда стихи созвучны состоянию твоей души, их не надо запоминать и только потому, что они - твои рифмованные мысли. А пришёл я попрощаться с тобой и наказать, чтобы ты вела себя хорошо. В случае чего, помоги маме, и наоборот, не стесняйся к ней обращаться за помощью.

В неожиданном для себя порыве она обняла его за шею. Нетерпение, волнение, любопытство - всё перемешалось сейчас в ней.
- Тихо, тихо, тихо. На эту тему мы поговорим, когда я вернусь.
Он отстранил её от себя, приподнял лицо за подбородок, словно пытался прочесть что-то ещё в её глазах, но, не увидев желаемого, только вздохнул.
- Рыжеглазая. Береги себя, “моё седьмое небо”.

Андрей уехал, и она сразу ощутила пустоту, даже деревня показалась опустевшей. Теперь она не ждала с нетерпением конца рабочего дня.

Негромкий стук в дверь вывел её из состояния внутреннего оцепенения. Холодно, пусто, неуютно - всё это мешало Ане нормально жить и чувствовать эту жизнь. Тоска по дому стала нестерпимой.
- Ты вернулся!?

Казалось, он задушит её в своих объятьях.
- Глупо было себя обманывать. Зачем я уезжал? И без того всё было ясно, “моё седьмое небо”. А сейчас мне надо встретиться с директором. Я потом приду к тебе, и мы обо всём поговорим.

Вернулся, ликовало всё внутри у Ани. Она предчувствовала, что сегодня произойдёт что-то очень важное для неё, для них. С каким-то внутренним подъемом убралась она в квартире, соорудила себе причёску и принарядилась. Но проходил час, другой, наступил вечер. Наконец в коридоре послышались шаги, и Аня от нетерпения замерла. В дверях появился Серёжа. От неожиданности Аня растерялась.

- А тебе очень идёт такое выражение лица, не заносчивое, а смущенное. Андрей ещё не скоро освободится. Я только сейчас заходил за нашим главным бухгалтером, отец просил её тоже придти на совет. Так что время тебе придётся провести со мной.

Лучше с ним, чем одной, подумала Аня и предложила ему раздеться. Серёжа тоже понял, что именно сегодня, должно произойти то, что кардинально повлияет на его дальнейшую судьбу. И эта неотвратимая неизбежность словно напрягла его, сжала в пружину. Сейчас ему изменила привычная общительность, это почувствовала и Аня.
- Что произошло?
- Это я хочу спросить у тебя, что происходит.

Да что же на самом деле со мной происходит, думала Аня. Только пять минут тому назад я была уверена в том, что полюбила Андрея. Сейчас вижу эти глаза, глаза, за которыми можно уйти на край света, и мне кажется, что лучше Серёжи никого нет. Она смотрела на него в замешательстве и не сопротивлялась, когда он, увидев её смятение, своими губами коснулся её полураскрытых губ. Этот поцелуй был особенным. В нём не было страсти, а присутствовал всё тот же вопрос, что с нами происходит. И тогда, когда он целовал её глаза, щёки, она продолжала стоять растерянная.

- Анечка, что же мы с тобой делаем? А вдруг мы начнём очень скоро сожалеть о несостоявшемся, о том, что могло бы быть у нас, но не случилось? О том, что сами себя обманули? Природа человека не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Она сама подбирает партнёра. Именно поэтому так много в поведении людей с трудом поддается объяснению. И как бы ты ни кривила душой, тебя влечёт ко мне так же, как меня к тебе. Значит, сама природа протянула между нами нить.
- Я не знаю, я ничего не знаю.

Она отошла от него и встала у другого конца стола.
- Попрошу тебя только об одном, не принимай поспешных решений.

Права была Надя, когда говорила о том, что девчонка запуталась в своих чувствах. Серёжа понимал, что сейчас Аню нельзя было ни уговаривать, ни подгонять, можно было только надеяться и ждать. Решение должна была принять она сама без всякого нажима со стороны. И когда он снова подошёл к ней и обнял, в глазах её вместо растерянности он увидел страх. Он опять с той же нежностью целовал её и вдруг почувствовал солёный привкус на губах.
- Ты плачешь? Почему?
- Мне стало страшно. Я не знаю, что делать. Я хочу домой, домой, понимаешь.

Андрей спешил. Сейчас он объяснится с Аней, скажет, как любит её. Занавеска в её освещённом окне была задернута не до конца. Андрей остановился и замер. Он увидел целующихся Аню и Серёжу. По всему было видно, что это был не случайный поцелуй. Стало невыносимо больно. Он даже предположить не мог подобного развития событий и считал, что именно сейчас его предали. Близилась полночь. Аня уже давно проводила Серёжу домой, но Андрей так и не появился.

Не пришел он и на следующий день. В общении с ней он был так же приветлив, но отстранился, старался держаться от неё на расстоянии. Сначала она ждала объяснения, но проходило время, и стало проходить нетерпение чувств. Аня успокоилась. Теперь она не искала в глазах Андрея ответов на свои вопросы.

Изредка её навещал Серёжа. Они разговаривали на разные темы, не касались только сердечных. И Аня была ему за это благодарна.

Время летело незаметно. С крыш закапали капели. Галки и вороны криками на всю округу подтверждали приход весны. Однако зима пока не хотела окончательно сдавать свои позиции. Но вот и она махнула на прощание последним снегопадом и умчалась на свою родину.

Аня возвращалась с очередного вызова из соседней деревни. Был безоблачный тихий солнечный вечер. Где-то в поле печально кричал чибис. Прислушиваясь к серебряной трели жаворонка, она не спеша, обходила залитые водой ямы просёлочной дороги. Природа пробуждалась от зимнего сна. Позади себя она услышала гудение приближающейся машины. На этой машине обычно ездил Андрей. Машина остановилась.

- Так надоело месить эту грязь.
- Но вопреки всему у тебя прекрасное настроение.
- Я только сейчас ощутила, что наступила весна, услышала, как поют птицы. Ты что на меня так смотришь?
Андрей ничего не ответил.
- Я сейчас поставлю машину в гараж, и вместе пойдём домой.

Неужели он становится опять прежним Андреем. Взяв её за руку, он свернул с дороги в поле. Андрей остановился, он был явно чем-то озабочен.
- Посмотри туда.
Там, куда он указал рукой, до самого горизонта тянулось освещённое вечерним весенним солнцем поле. Аня смотрела, но ничего не понимала.

- Вот там, у самого леса, по склону, всё поле, точнее почва этого поля, уже готова для сева. Чуть левее - низина. По ней сейчас тракторам не пройти к полям на склоне. Нужна мелиорация, а это очень большие затраты. Есть ещё одна возможность - проложить туда дорогу. Но это тоже очень дорогое удовольствие. На склоне семена всегда вносятся в пересохшую почву, урожаи низины сгнивают на корню, осенние дожди превращают низину в болото. Нормальный урожай можно собрать только с той части поля, которая прилегает вот к этой дороге.

- Ты рассуждаешь, как агроном.
- Жизнь заставляет быть и механиком, и агрономом, и снабженцем, и экономистом. В голове масса всяких проектов, но, боюсь, они так и останутся проектами. Меня не устраивают мелочные затраты, а директор не решается тратить деньги по-крупному.

Наверное, о таких людях говорят - деловой человек, подумала Аня. Он надежный, на него всегда можно положиться.

А Андрей шёл рядом с ней и уповал на своё глупое сердце, сбившееся с пути. Он понимал, что лишь полная победа над собственными страстями сможет принести высокие дивиденды. Но сердце не хотело подчиняться разуму. Его взгляд остановился на деревьях, выросших вдоль обочин канавы. На них лопнули почки, и проклюнулись ярко-зелёные язычки первых листьев. От звонкой песни жаворонка высоко в ярко-голубом небе что-то стало распирать в душе. И слова, произнесённые Аней, он не услышал, а скорее осознал.
- Почему ты никогда не рассказываешь о своей жене?

Он с удивлением смотрел на неё и никак не мог понять, почему именно сейчас прозвучал этот ненужный вопрос.
- Я говорил тебе о ней, но ровно столько, на сколько считал это нужным. Это - очень личная тема.
- Я уверена в том, что она была с тобой счастлива.

- Может быть, может быть... - протянул он как-то неопределённо. - Я много думал об этом, но до сих пор не могу взять в толк, почему, ну почему она пыталась в доме делать всё сама, и что могла и даже то, чего не могла. Ты посмотри на меня, - он остановился и развел в стороны свои руки. - Мне свою силу девать некуда. У нас вечером повторялось всегда одно и то же: она - как выжатый лимон, я - полон сил, энергии и ещё многого другого. Я постоянно твердил о том, что мне не нужна домработница, мне нужна была женщина, жена. Куда мне её, эту силу девать?

И в подтверждении сказанному он подхватил Аню и закружил, внимательно вглядываясь в её глаза. Поцелуй его был коротким, словно украденным. Ещё недавно я с замиранием сердца ждала этого, но так и не дождалась. Почему же сейчас я не испытываю радости. Второй его поцелуй был страстным, жгучим, пугающим. Аня попыталась освободиться от его объятий, но Андрей ещё крепче прижал её к себе. Она напряглась и оттолкнула его.

Испуг и одновременно растерянность были сейчас в его глазах. Он считал, что между ними существует некая связь, позволяющая надеяться. Ещё три месяца тому назад в её глазах присутствовало нетерпение.
- Я, наверное, сошёл с ума. Знаю, что выгляжу смешным, но я тебя люблю. Такого чувства, которое я теперь испытываю к тебе, я ещё ни к кому никогда не испытывал, - его голос переломился где-то в горле.
- Андрей...
- Не говори ничего, - перебил он её. - Я обыкновенный нормальный человек, и всё человеческое мне не чуждо.

- Это я спровоцировала тебя воспоминаниями о жене, и ещё весна подшутила над нами. - Она говорила то, о чем думала в этот момент.

Андрей вдруг понял, как иллюзорны были его мечты. Желание быть рядом с этой девушкой было так велико, что он перестал обращать внимание на отдельные нюансы в её поведении, которые подчёркивали их истинные отношения. Я хотел быть слепым. Эта мысль, как прилюдное унижение, не отпускало его сознание.

А Аня сравнивала себя с маленьким ребёнком, над которым вне его досягаемости повесили яркую игрушку. Все попытки дотянуться до неё - безрезультатны. И постепенно интерес к игрушке теряется. Но вот эту же самую игрушку протягивают малышу - возглас удивления, и никакой радости. Интерес уже потерян. Столько времени я пробивалась к тебе, Андрей, но всё было безрезультатно. Трезво оценив своё место в твоей устоявшейся жизни, я потеряла к тебе интерес.

Ольга Сергеевна услышала стук топора, доносившийся с улицы. Опять у Андрея какие-то неприятности, подумала она, даже в дом не зашёл, а сразу взялся за топор. Так он поступал всегда в минуту больших неприятностей.

Ни одна женщина после смерти жены не привлекла его. Женщины с жизненным опытом, по-своему умные, не раз пытались сблизиться с ним, вскружить голову. Было всё, но завладеть его сердцем им не удавалось. Аня сделала это без всякого старания. Именно поэтому она была ещё желаннее.

Совсем недавно лопнувшие на деревьях почки уже готовы были радовать глаз первой яркой зеленью и шелестеть на ветру. Андрей видел, как Аня проследовала на реку. Прополоскав в воде тряпку, которой только что мыла пол, Аня не услышала, как он подошёл. Выпрямившись, она увидела его перед собой и растерялась.

- Выслушай меня. Я знаю, что любовь не навяжешь и не удержишь. Ещё смешнее требовать любви и удерживать около себя любимую женщину. Но я хочу, чтобы мы с тобой общались на том уровне, как было раньше. На протяжении жизни мы меняемся, меняется и представление о женском идеале. Но появилась ты, и заговорило сердце. Я многого не учёл. Ты не бойся меня, всё встанет на свои места.
- Спасибо, Андрей. Я знала, что ты меня поймёшь.

А он смотрел в её глаза и думал о том, как прав был Никита, когда предупреждал о том, что, скорее всего я от неё услышу отказ. Но здравый смысл отказал мне, так хотелось быть счастливым. И чем больше он думал об этом, тем увереннее был в том, как необходимо ему её присутствие.

Потеряв жену, он понял, что важнее работы и положения в обществе - прочная и дружная семья, причал, на котором тебя всегда ждут, и где ты всегда можешь найти понимание и покой.

Раскаты первого весеннего грома разбудили Аню. Дождь бойко барабанил по крыше и шумел за окном, от этого в комнате стало ещё тише. Вдруг исчезла апатия. Она обрадовалась крупным каплям дождя, смывающим прошлогоднюю грязь с крыш домов и бурой засохшей травы. На душе стало радостно и легко.

На машине к дому подъехал Андрей и, спасаясь от дождя, бегом помчался в дом. Аня улыбнулась. Интересный фактор - состояние души: в безоблачную погоду тебя может окружать мрак, а в дождь жизнь может быть озарена светом.

Пришла Оксана, от которой Аня узнала о том, что у бабушки будет день рождения. Хорошо, что завтра суббота, подумала Аня. Есть ещё время съездить в Нарву и купить подарок и цветы.
А вечером на улице Ольга Николаевна посетовала: “От забот голова кругом идёт”.
- Болит?
- Нет, не болит, хлопотно всё это, с возрастом всё становится в тягость. Я против всяких застолий, но на этом настаивают женщины, с которыми работаю. Пятьдесят пять лет- это уже возраст. Теряется интерес ко всяким развлечениям и даже к самой жизни. Пусто внутри. Имей в виду, ты - тоже моя гостья. К столу хотела бы купить фруктов.
- Я завтра поеду в район и куплю Вам всё, что закажете.
- Если ты собираешься в город, может быть мне предложить Андрею отвезти тебя, заодно купите лимонад, а если достанете торт или пирожное, мне не надо будет заниматься пирогами.
- Чудесно, купим всё, что закажете.

Вечером при выключенном свете Аня долго сидела у окна. Мысли вдруг замолчали, и стало казаться, что в настоящий момент живет не она, а природа со своими непонятными звуками и непостижимой красотой, и постичь эту красоту было невозможно. Всё кругом дышало спокойствием, и только неспокойно было ей. Голубовато-белый свет луны спроецировал на тёмный пол оконный переплёт и стоявшую на подоконнике вазу с распустившимися ветками тополя. Было жаль, что никто не разделяет с ней восторга от этой красоты. Она задерживала дыхание, всматриваясь в красоту наступившей ночи.

Сейчас её мысли опять были заняты Андреем. Судьба привела к её ногам поклонника, отличавшегося от всех прежних не только зрелостью своего возраста, жизненным опытом, но и какой-то непостижимой целостностью. И он её околдовал. Тогда, на мостике у реки он говорил о том, что меняются идеалы. 

И, конечно, изменилось его отношение ко мне. Но я тоже сегодня его воспринимаю совершенно иначе. Я всё отчётливее понимаю, как он мне нужен. И чем прочнее стеклянную стену он воздвигает сейчас между нами, тем сильнее мне хочется преодолеть этот барьер. Она была уверена в том, что пробьёт все возведенные им преграды.

Машина набирала скорость. Деревня осталась далеко позади. Неужели он так и будет молчать. Аня повернулась к нему.
- Тебе не страшно было в столь раннем возрасте начинать работать главным инженером?
- Нет, не страшно. Только тридцать три года - это уже возраст. А в должности главного инженера я работаю только год. Мой предшественник был человеком пенсионного возраста и очень больным. Всю его работу приходилось выполнять мне. Это позволило мне под его руководством научиться решать проблемы, а когда настала пора принимать на себя и ответственность, страха не было. Всё до мелочей было знакомо.

Работа Андрея увлекала, и он был готов говорить о ней. Незаметно за разговорами они въехали в город и припарковались на площади.
- Какая величественная громада! - Аня смотрела на возвышающуюся башню крепости. - Если учесть тот факт, что крепость возведена в древние времена, каких небывалых человеческих усилий потребовалось для этого. Ты бывал там?
- Бывал. Сейчас крепость почти восстановлена, а после войны здесь были оставлены одни руины.
- Мы с Серёжей перед 8 Марта приезжали сюда, я, по глупости, экскурсии в музей предпочла поход по магазинам, о чём потом жалела.

При упоминании имени Серёжи Аня увидела, как мгновенно изменилось выражение лица Андрея, и поняла, что совершила оплошность. Купив необходимые продукты, они направились за цветами. Аня не спеша, переходила от одной цветочницы к другой. Андрей со стороны наблюдал за ней и видел, как девушка привлекает к себе взгляды посторонних.
- Спроси у цветочницы, до которого часа они торгуют. Сходим сначала в крепость, а цветы купим перед отъездом.

Пожилая смотрительница зала трапезной обратила внимание на красивое юное создание, которую сопровождал очень высокий молодой мужчина. Её лучистая юность подтверждалась не только обликом, но и тем нетерпением чего-то сокровенного, готового вырваться наружу в любой момент. Кто они? Однозначно не брат и сестра.

Сейчас Андрею представилась возможность ещё раз понаблюдать за Аней со стороны. Там, около цветочниц, и здесь, в зале, она была объектом внимания посторонних. Сама она на это пока не обращает внимания, думал Андрей, но может возникнуть ситуация, и она воспользуется этим в радость или на горе себе. Нелегко придётся тому, кто будет рядом с ней.


Обратная дорога домой показалась более короткой.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий