среда, 2 июля 2014 г.

(продолжение)

Глава 26

Аня проснулась только в полдень. Скупое зимнее солнце отбросило длинную тень соседнего дома на дорогу. Плавно, как пух, опускались на землю крупные хлопья снега. Зима лениво осваивала свои владения в этом году. Снег то летел, то таял, то капало с крыш и ветвей деревьев. Только перед самым Новым годом зима твёрдой поступью вступила в свои владения: ударил сильный мороз, и дома по самые окна утонули в сугробах.


Всю неделю перед праздниками Аня получала письма и поздравительные открытки. От Игоря пришла бандероль, в коробке находился белый пушистый заяц с очень длинными ушами и огромной морковкой в лапах. Аня развернула чистый лист бумаги, который лежал у ног зайца. Это упрёк за то, что я не отвечаю на его письма, подумала Аня и поставила зайца в центре стола. Среди полученных поздравительных открыток лежало письмо от мамы. Аня отложила его отдельно, чтобы потом, на досуге, ещё раз перечитать. Раздался стук в дверь, и в комнату впорхнула Оксана.
- Ты почему не надела пальто? На улице такой мороз.

Девочка ничего не ответила, а заворожённым взглядом смотрела на зайца, потом на цыпочках обошла вокруг стола, не отрывая глаз от игрушки.
- Понравился заяц?
- Очень, - шёпотом ответила девочка.
- Считай, что этого зайца тебе подарил Дед Мороз.
Девочка не поняла смысла сказанных Аней слов и всё так же восторженно продолжала смотреть на ушастика.
- Бери, заяц твой.

Ещё не веря в то, что ей действительно отдают понравившуюся игрушку, она не решалась взять её в руки. Аня отдала девочке зайца, и Оксана радостная побежала домой. Было приятно за доставленную ребёнку радость. Но вскоре девочка вернулась.
- Бабушка ждёт тебя.

У Ольги Николаевны был собран праздничный стол.
- Ребёнок от радости забыл, зачем его послали к тебе. Сегодня люди продолжают праздновать Новый год. Продолжим и мы нашу вчерашнюю трапезу, вчера мы так душевно посидели за столом. Садитесь. А как вы вчера отдохнули?
- Плохо, Ольга Николаевна. Андрей проводил меня до клуба, а там бросил.
- Не бросал я тебя, просто доверил самому красивому в деревне парню.

Улыбка сползла с лица Ольги Николаевны, стало заметно, как у неё начало дёргаться веко.
- Никогда никому в жизни не доверяй свою женщину. Запомни это.

Ольга Николаевна произнесла эту фразу с каким-то непонятным металлом в голосе, отделяя при этом паузами каждое слово. Андрей с Аней переглянулись, оба поняли, своими словами Андрей всколыхнул в памяти матери что-то такое, что было очень важно для неё.

- Да я шучу, всё было нормально, - Аня попыталась превратить в шутку разговор. - Я танцевала с Серёжей. Андрей сначала провел оперативку с односельчанами где-то в коридоре, а потом им завладела его невеста. Всё было хорошо, правда.

Андрей сделал вид, что не понял её провокационного выпада. Присутствовавшие в глазах Ани “бесенята” сегодня сулили не один только этот выпад в его адрес, поэтому он переменил тему разговора.

- У нас у всех праздник, а у российских граждан, проживающих в Прибалтике, начинаются проблемы в связи с получением государствами независимости. Эти ныне самостоятельные государства собираются закрыть границу. Русским придётся выбирать, где оставаться жить. Можете себе представить - всю жизнь прожил и отработал в Эстонии, а теперь на склоне лет должен убираться оттуда.

В глазах девушки Андрей увидел растерянность, но не понял, чем она была вызвана.

Эта информация подготавливает меня к тому, что очень скоро под крышей этого дома появится ещё один человек, и отношения между нами будут уже иными, подумала Аня. Стало грустно и обидно. Она понимала, что у Андрея до её приезда уже была своя устоявшаяся личная жизнь. И никакого значения не имело то, что в клуб вчера он пришёл с ней. Вечер всё-таки провел он с Лидой. Разве не с его молчаливого согласия весь вечер развлекал меня Серёжа. Но почему же мне так хотелось быть рядом с ним.

Ольга Николаевна тоже заметила перемену, произошедшую в Ане, и постаралась исправить положение.
- Жизнь покажет, как всё сложится. Может быть, вопрос решится иначе, и им не придётся испытать участь вынужденного переселенца. Вот у нас Анечка - добровольный переселенец. Кроме тебя у родителей есть ещё дети?
- Нет, я - единственная и неповторимая, - она попыталась поддержать шутливый тон хозяйки дома, но не получилось.

- То, что ты неповторимая, точно сказала. Сейчас я уже привык к тебе, но с первых дней твоего появления постоянно ловил себя на мысли, как родители рискнули отпустить от себя такого неповторимого ребёнка, - Андрей этими словами тоже попытался исправить настроение соседки.
- Родители были против моего отъезда, но уступили моему желанию и настоятельным просьбам другой бабушки, проживающей в Ленинграде.
- Неужели ты не скучаешь по родителям, подругам?

В Ленинграде я не ощущала тоски по дому, а здесь почти ежедневно вспоминаю родителей. А подруг у меня не было, были друзья. У меня подруги были только до восьмого класса. А потом я по непонятным причинам стала их терять. Так я стала дружить с мальчиками, и не жалею об этом. Мальчики оказались надёжнее и преданнее девочек. Моя бабуля работала директором той школы, в которой я училась. Это она мне подсказала, что дружить можно не только с девочками.

Аня посмотрела на Ольгу Николаевну чтобы понять, не утомила ли она их своими излияниями.
- Я росла обычным ребёнком, в обычной семье. Меня пытались заставить заниматься музыкой, но спасибо бабушке, которой удалось внушить моей маме, что я сама должна выбрать себе хобби. И я стала ходить в кружок бальных танцев при заводском дворце культуры. Мне это нравилось, и родители остались довольны моим выбором. 

Ребята, с которыми я дружила, тоже ходили со мной за компанию в этот кружок. Но почему-то мне вдруг поменяли партнёра, им стал прилизанный, тощий и очень противный дядька. В знак протеста сначала из кружка ушла я, а потом и мои друзья. В это время в Ленинграде умер дедушка. К нам переезжать бабушка отказалась, и на семейном совете было принято решение, что после окончания школы я поеду в Ленинград. В Ленинграде я пыталась поступить в медицинский институт, но не хватило одного балла. Ждать ещё один год не хотела, поэтому поступила в медицинское училище. И вот я здесь.
- А родители твои где работают?
- В нашем городе строят самолеты. Отец работает на заводе начальником отдела технического контроля, а мама - чертёжницей.

- Ты говорила, что у тебя нет подруг. А как же твоя подруга из Ленинграда, к которой ты ездила на свадьбу? - этот вопрос Андрея озадачил Аню. Она никогда раньше не задумывалась над тем, что сдружило её с Катей.
- Мне кажется, я ей совершенно не была нужна. А дружила Катя со мной ради своего брата, Игоря. Как сложно всё... Но мы взрослеем, и сейчас уже начинаем понимать друг друга. Я от Игоря почерпнула очень много хорошего.
- Может быть, у вас всё ещё и получится, - Ольга Николаевна положила свою ладонь на руку девушки.
- Я считаю, что это уже невозможно. Много воды утекло.

Наблюдая за сыном, Ольга Николаевна видела, каких усилий требуется ему, чтобы скрыть свои истинные чувства к этой девочке-подростку.

Рыжий кот сидел на подоконнике, и на фоне заиндевевшего стекла его окраска казалась ещё более яркой. Его громкое мурлыкание вызывало невольную улыбку. Андрей протянул руку к коту, и он тотчас перебрался к нему на колени.

- Эх, молодёжь. И завидую я вам, и жалею вас. Что надо сделать, чтобы заставить вас понять, как бережно надо относиться друг к другу. В этом возрасте ещё не осознаешь того, что каждый прожитый день уже никогда не повторится, что жизнь очень - очень коротка, и как необходимо сберечь то, что имеешь. Вместо этого, не задумываясь, совершаются поступки, о которых по прошествию времени придётся горько сожалеть. 

Старость подкрадывается незаметно, но мы всё равно стараемся не замечать того, как тратим годы на пустяки. А когда спохватываемся, начинаем навёрстывать упущенное, не обращая внимания на то, что в своём устремлении за прошлым становимся смешными; стараемся не замечать того, что лицо покрыто квадратно-гнездовыми морщинами, волосы поседели на голове и, наконец, с горьким сожалением, приходится признать, что твоё время ушло. Жаль, что понимать это, мы начинаем очень поздно.
-
 Что-то, мама, тебя сегодня на философию потянуло.
- Не философия это, сынок, а жизнь, наша жизнь. Выпьем за то, чтобы люди, любящие друг друга, никогда не расставались.
- Если люди любят друг друга, что же их может разлучить? - удивилась Аня.
- Всякое в жизни бывает. Хочу, чтобы вы помнили, за свою любовь надо бороться, её надо беречь.

Ольга Николаевна ещё долго рассказывала им о всевозможных непредвиденных обстоятельствах в человеческих отношениях, приводила некоторые примеры. Она не ссылалась на опыт своей жизни, но и Андрей, и Аня понимали, всё это прожито ею самой, потому так остро она это ощущает.

Андрей во многом соглашался с мамой, но некоторые моменты комментировал по-своему, Аня внимательно слушала их. Пожалуй, впервые она присутствовала при разговоре, когда взрослые люди серьёзно и откровенно говорят о межличностных отношениях, о том фундаменте, на котором стоит здание под названием семья.

- Самое ужасное заключается в том, что большинство людей, зная об этой науке сосуществования, очень редко пользуются ею в жизни.
- Так что является главным в счастливом браке? - Аня хотела услышать ответ на свой вопрос от человека, имевшего значительный жизненный опыт.
- Конечно, любовь, доверие, ответственность и уважение к чужому мнению. Как быстро опять время пролетело. Вы сидите, а мне надо накормить свой животный мир.

Аня тоже встала из-за стола. Предвкушение долгого одинокого вечера начинало угнетать, и она почти сожалела о том, что не уехала на праздники в Ленинград.
- Я провожу тебя. - Андрей помог Ане одеться.

Они остановились около её дома. К вечеру мороз усилился, даже стало перехватывать дыхание. Сейчас он уйдёт, а мне опять придётся коротать вечер одной. Может быть, я напрасно не согласилась встретиться сегодня с Серёжей. В этот праздничный вечер не хотелось одной оставаться дома.
- Почему даже взрослые люди в ожидании праздника готовы обманываться, ждут от него какого-то чуда, романтики?
- Ты ждала чего-то необыкновенного? Ты забыла о том, где живешь. Какая уж здесь романтика. Каждый устраивает эту романтику по собственному усмотрению. Но главное, не где живешь, а что чувствуешь. Чувствуешь радость - вот тебе и романтика.

Аня ничего не ответила и вдруг засмеялась.
- Тебе нельзя разговаривать, усы покрываются инеем. Затопи мне плиту.

Переход был неожиданным и обрадовал Андрея. Ему очень не хотелось расставаться с девушкой, но для этого он не мог придумать убедительного предлога.
- Ты так и не научилась топить?
- Научилась, но я хочу, чтобы это сделал ты.

Стекла в окнах на половину покрылись шершавым налётом инея с удивительно красивым морозным узором. Короткий зимний день сменился долгим вечером.
- Садись рядом.

Опрокинув табурет, Аня устроилась возле Андрея. В момент, когда он закладывал в плиту дрова и разжигал берёсту, их плечи соприкасались, но она не спешила отстраниться от него.

огда дрова в плите начали потрескивать, оранжевый отсвет огня заиграл на одежде и лицах сидевших перед открытой дверкой. Андрей молча смотрел на эту игру света на лице девушки.

Создавая её, природа допустила много несоответствий. Глядя в её большие чайного цвета глаза, следовало ожидать пышных черных волос, но вместо этого они были цвета спелой пшеницы. Её пухлые губы, признак благодушия, не соответствовали тому капризно-надменному выражению лица, которое придавал крутой излом высоко поднятых бровей. Продолжением длинных полных ног были узкие бёдра и очень тонкая талия. В ней всё было чуть-чуть не так, как у всех, и именно это делало её неповторимой: чуть выше среднего рост, чуть крупнее обычного глаза, чуть нежнее кожа лица, чуть длиннее ноги и пальцы рук. 

Красивое лицо, потрясающая фигура, что-то неуловимое, отражавшееся в её глазах, огромных и притягивающих, в очертаниях губ, чувственных и одновременно строгих, делали её до невозможности желанной. Огромным усилием воли Андрей загнал в самый дальний угол своего сознания желание, но чем дальше он загонял его, тем острее чувствовал собственное бессилие перед тем новым, что охватило его целиком и преследовало теперь постоянно.

Они очень долго молчали. Андрей сожалел о том, что вчера в клубе он действительно повёл себя неоправданно по отношению к ней. Ежедневно встречаясь с людьми, он не ожидал того, что очень многим захочется с ним поговорить в нерабочей обстановке, и поэтому задержался в коридоре дольше допустимого. 

Когда они с Никитой вернулись в зал, к нему сразу подошла Лида. Серёже удалось полностью завладеть вниманием Ани, а Андрей считал неудобным уводить от брата соседку. И теперь они не пропускали ни одного танца, но медленные у них становились всё более откровенными. В какой-то момент Андрею показалось, что они поцеловались, и он сразу подошёл к ним. Но почему так растерялась и смутилась Аня. И потом...

Она могла остаться с Серёжей, но ушла со мной. Когда они возвращались, деревня уже спала. Луна разливала бледный свет, и от этого земля казалась сказочной. Завораживающее безмолвие, присутствие рядом любимого человека - всё вместе позволяло считать себя счастливым. Но что-то непонятное мешало этому ощущению. Когда они подошли к её крыльцу, Аня погладила варежками его заиндевевшие усы и поцеловала в щёку.
- Спасибо, Дедушка Мороз, за вечер и особенно за “Клема”.

Её глаза были рядом. Он увидел в них отражённые лунным светом хитрые искорки. Хотелось обнять и поцеловать девушку, но вспомнился их поцелуй с Сергеем, и он отстранил её от себя.
- Приятных снов тебе, коварная Анечка.
Она осталась стоять, а он ушёл.

Сейчас она сама пригласила меня, но если бы можно было знать, какими чувствами продиктованы все её поступки. Почему она молчит, наверное, мне пора уходить. Андрей поднялся и направился к выходу, в дверях он остановился. Аня внимательно смотрела на него и чего-то ждала. Ей очень хотелось попросить, чтобы он не уходи, но считала это неудобным для себя. Возможно, он спешит к Лиде.

- Как ты оцениваешь стрижку, которую я сделала Оксане? - как за спасение, ухватилась Аня за эту тему.
- Нормальная стрижка.
- Когда такие кудрявые волосы, как у вас, любая стрижка будет смотреться хорошо. Хочешь, я тебя тоже подстригу.
- Замечание принято к сведению. Не хватает времени съездить в город, чтобы подстричься.
- Да я на самом деле хочу поупражняться. Вдруг из меня получится сельский цирюльник, - засмеялась она.

Он взял её ладони в свои руки, поднёс к губам и поцеловал. Аня не отняла их, смутилась и опустила глаза. Андрей угадывал отдельные проявления её чувств, но наблюдать за ней было сколь интересно, столь и опасно. Не может человек предусмотреть все случайности, с которыми его сталкивает жизнь.
- Завтра. Завтра я разрешу тебе производить над собой любые эксперименты, но не сегодня.


Он ещё раз поцеловал её ладони и, пожелав покойной ночи, ушёл. Домой идти не захотелось. Засунув руки в карман полушубка, Андрей направился к Никите.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий